Замечания о синтаксисе

 

Глава 2: Замечания о синтаксисе

В этой главе, мы рассмотрим синтаксические требования, которые вам требуется знать. Если вы использовали отдельный ассемблер, то вы заметили, что встроенный ассемблер в Дельфи 1-5 поддерживает только относительно небольшой набор возможностей языка. Эта ситуация была улучшена с выходом Дельфи 6, теперь компилятор распознает набор MMX, SIMD и SSE инструкций (так же и Enhanced 3D для AMD CPU, но данная статья сфокусирована только на Intel, и мы не будем обсуждать это в дальнейшем). С другой стороны, это также дает возможность использовать некоторые OP конструкции внутри ассемблерного кода.

 

2.1. Инструкции и команды

Ваш код на ассемблере состоит из нескольких выражений. Каждая инструкция состоит как минимум из одной команды. В большинстве случаев, вам потребуется использовать от одного до нескольких операндов. Операнды разделяются символом запятой. Также в инструкции могут использоваться префиксы (например, rep или lock). Наконец, инструкция может включать метку (смотрите ниже рассуждения о метках).

Ввведение

  

Вводная глава: Нужно ли это вам?

Многие программисты сегодня ассоциируют ассемблер как сложный, низкоуровневый язык программирования. Они считают его быстрым, но большинство их них думает, что его сложно или невозможно изучить. В действительности, положение не настолько сложно. Вполне возможно научиться писать хороший код, не будучи гением. С другой стороны, не думайте, что несколько уроков позволят вам производить более быстрый код, чем получится с помощью Паскаля. Причина в том, что когда вы пишите на Паскале, то вы на самом деле пользуетесь услугами высокоэффективного программиста – компилятором Дельфи. В целом код производимый им очень эффективный и быстрый. После некоторых уроков по специальным методам кодирования вы сможете сделать более эффективный код, чем Паскаль и Дельфи. Робертом Ли был создан и обслуживается наиболее исчерпывающий сайт по этой теме. Каждый серьезный программист должен познакомиться с информацией на этом сайте.

 

Большинство программистов считают, что собственный ассемблерный код по определению быстрее, чем скомпилированный компилятором Паскаля. Конечно, так не всегда. Плохо написанные процедуры на Ассемблере могут оказаться по качеству хуже и могут вызвать странные ошибки и проблемы в ваших приложениях. Задачей данных статей не является обучить вас основам Ассемблера. Есть много другой информации в других источниках и конечно вы должны быть в хороших отношениях с системой команд процессоров Intel (в статьях фокус сделан на серию Пентиум, особенно PII и PIII)  на уровне обычного программирование. Вы можете найти руководства по семейству процессоров на сайте https://developer.intel.com. И также на сайте (https://webster.cs.ucr.edu/) «The Art of Assembly», очень солидное руководство по программированию на Ассемблере, который должны посмотреть, если хотите заняться серьезным программированием на ассемблере.

Примеры

 

В данной главе, мы приведем несколько примеров на basm. Это только первая часть моих статей по Дельфи и встроенному ассемблеру, которая опубликована на данном сайте. Расположено это на странице featured articles, и называется Considerations for writing and using Intel assembly code in Delphi projects (Последнее изменение 1 сентября 2001). Мы будем признательны за замечания или советы по этим страницам.

Прямой доступ к портам в Windows 95 и 98
Подсчет количества установленных бит в integer
Проверка установки отдельного бита (0-31)
Установка отдельного бита (0-31) в единицу
Сброс отдельного бита
Извлечение битовой маски их integer

Об основах ассемблерных процедур

Глава 1: Об основах ассемблерных процедур

Когда вы захотите добавить хороший и успешный ассемблерный код внутрь проекта на Дельфи, вам потребуется вызвать BASM процедуру, передать в нее переменные и принять обратно результат. Для этого вы должны знать, как работают соглашения о передаче параметров. На первом шаге мы обсудим основное: подпрограммы на ассемблере, получают некоторые переменные для обработки, возвращают впоследствии результаты. Позже, в других главах, мы обсудим, как вызывать другие функции, методы и процедуры из ассемблерного кода с помощью регистров и стека.

 

1.1. Где размещать ассемблерный код

Ассемблерные инструкции размещаются внутри блока asm...end. Эти блоки могут появляться внутри процедур и функций обычного кода, но я настоятельно не рекомендую поступать таким образом. Гораздо лучше изолировать их в отдельной функции или процедуре. Вставка asm блока внутри обычной процедуры создает сложности для компилятора Паскаля и код становится не эффективным с точки зрения производительности. Переменные, которые обычно передаются через регистры, в этом случае будут передаваться через стек или перезагрузку. Также, это заставляет компилятор адаптировать собственный код к вашему вставленному коду, что делает механизм оптимизации менее эффективным. Так, что это становится правилом помещать ассемблерный код в отдельную процедуру или функцию. Кроме того - это вопрос проектирования. Читабельность и управляемость вашего кода становится выше, если он помещен в свой собственный блок.