ЕсливВашейпрограммеиспользуютсяклассыдляописанияобъектовнекоторойпредметнойобласти, тоданные, ихинициализирующие, можнохранитьивбазеданных. Номожновыбратьгораздоболеепродуктивныйподход, которыйдоступенв Delphi/C++ Builder. Средаразработки Delphi/C++ Builder хранитресурсывсехформвдвоичныхилитекстовыхфайлахиэтавозможностьдоступнаидляразрабатываемыхсеепомощьюпрограмм. Вданномслучае, дляоценкиудобствтакогоподходалучшевсегорассмотретьконкретныйпример.
Необходимореализоватьхранениеинформациионекоейслужберассылкииееподписчиках. Будемхранитьданныеопочтовомсервереисписокподписчиков. Каждаязаписьоподписчикехранитеголичныеданныеиадрес, атакжесписоктем(иликаталогов), накоторыеонподписан. КакбольшиепоклонникиГрадиБуча (Grady Booch), атакжебудучизаинтересованывудобнойорганизациикода, мыорганизуеминформациюоподписчикахввидеобъектов. В Delphi дляданнойзадачиидеальноподходиткласс TCollection, реализующийвсюнеобходимуюфункциональностьдляработысоспискамитипизированныхобъектов. Дляэтогомынаследуемсяот TCollection, называяновыйкласс TMailList - списокрассылки, атакжесоздаемнаследникаот TCollectionItem - TMailClient - адресатрассылки. Последнийбудетсодержатьвсенеобходимыеданныеоподписчике, атакжереализовыватьнеобходимыефункциидляработысним.
Самуколлекциюсподписчикаминамнужнобудетпоместитьвнекийбазовыйкласс, которыймыибудемсохранятьизагружать. Нарольтаковогоподходиткласс TMailer - почтовыйклиент.
Начнемс TMailClient.
Code: |
type TMailClient = class(TCollectionItem) private FName: string; FAddress: string; FEnabled: boolean; FFolders: TStringList; public Files: TStringList; // список файлов к рассылке. заполняется в run-time. Сохранению не подлежит constructor Create(Collection: TCollection); override; destructor Destroy; override; procedure PickFiles; published propertyName: stringread FName write FName; // имя адресата property Address: stringread FAddress write FAddress; // почтовый адрес property Enabled: boolean read FEnabled write FEnabled default true; property Folders: TStringList read FFolders write FFolders; // список папок (тем) подписки end; |
Класссодержитсведенияоимениклиента, егоадресе, егостатусе(Enabled), атакжесписоккаталогов, накоторыеонподписан. Процедура PickFiles составляетсписокфайловкотправкеисохраняетеговсвойстве Files
Класс TMailList, хранящийобъектыкласса TMailClient, приведенниже.
Code: |
TMailList = class(TCollection) public function GetMailClient(Index: Integer): TMailClient; procedure SetMailClient(Index: Integer; Value: TMailClient); public function Add: TMailClient; property Items[Index: Integer]: TMailClient read GetMailClient write SetMailClient; default; end; |
Теперьпоместимкласс TMailList вкласс TMailer. Внегоможнобудетпотомвключитьданныеопараметрахдоступакпочтовомусерверудляотправкипочты. Онмогбыиотправлятьпочту, новданномпримереэтонеиспользовано, дабынеперегружатькод.
Тоестьвнашемпримереонвыполняеттолькорольносителяданныхоподписчикахиихподписке. Класс TComponent, откоторогооннаследуетсяможносохранитьвфайл, втовремякак TCollection самостоятельнонесохранится. Толькоеслионаагрегированав TComponent. Именноэтоунасиреализовано.
Code: |
TMailer = class(TComponent) private FMailList: TMailList; public constructor Create(AOwner: TComponent); override; destructor Destroy; override; published property MailList: TMailList read FMailList write FMailList; // коллекция - список рассылки. // здесь можно поместить, к примеру, данные о соединении с почтовым сервером end; |
Повторюсь. Вданномслучаемынаследуемсяоткласса TComponent, длятого, чтобыбылавозможностизаписиданныхобъектавфайл. Свойство MailList содержитужеобъекткласса TMailList.
Реализациявсехприведенныхклассовприведенаниже.
Code: |
constructor TMailClient.Create(Collection: TCollection); begin inherited; Folders := TStringList.Create; Files := TStringList.Create; FEnabled := true; end;
destructor TMailClient.Destroy; begin Folders.Free; Files.Free; inherited; end;
// здесь во всех каталогах Folders ищем файлы для рассылки и помещаем их в Files. procedure TMailClient.PickFiles; var i: integer; begin for i:=0to Folders.Count-1do CreateFileList(Files, Folders[i]); end;
// Стандартный код при наследовании от класса коллекции: переопределяем тип function TMailList.GetMailClient(Index: Integer): TMailClient; begin Result := TMailClient(inherited Items[Index]); end;
// Стандартный код при наследовании от класса коллекции procedure TMailList.SetMailClient(Index: Integer; Value: TMailClient); begin Items[Index].Assign(Value); end;
// Стандартный код при наследовании от класса коллекции: переопределяем тип function TMailList.Add: TMailClient; begin Result := TMailClient(inherited Add); end;
// создаем коллекцию адресатов рассылки TMailList constructor TMailer.Create(AOwner: TComponent); begin inherited Create(AOwner); MailList := TMailList.Create(TMailClient); end;
destructor TMailer.Destroy; begin MailList.Free; inherited; end; //--------------------- |
Функция CreateFileList создаетпокаким-либоправиламсписокфайловнаосновепереданногоейспискакаталогов, обходяихрекурсивно. Кпримеру, онаможетбытьреализованатак.
Code: |
procedure CreateFileList(sl: TStringList; const FilePath: string); var sr: TSearchRec; procedure ProcessFile; begin if (sr.Name = '.')or(sr.Name = '..') then exit; if sr.Attr <> faDirectory then sl.Add(FilePath + '\' + sr.Name); if sr.Attr = faDirectory then begin CreateFileList(sl, FilePath + '\' + sr.Name); end; end; begin ifnot DirectoryExists(FilePath) then exit; if FindFirst(FilePath + '\' + '*.*', faAnyFile , sr) = 0then ProcessFile; while FindNext(sr) = 0do ProcessFile; FindClose(sr); end; |
Витогемырасполагаемклассом TMailer, содержащимвсюнеобходимуюнаминформацию. Теперьперейдемксозданиюобъекта, ихсохранениюизагрузке.
Code: |
var Mailer: TMailer; // это наш объект для хранения данных о почтовой рассылки
// Процедура загрузки данных в объект. Может быть процедурой OnCreate() главной формы. procedure TfMain.FormCreate(Sender: TObject); var sDataFile, sTmp: string; i, j: integer; begin
Mailer := TMailer.Create(self);
// будем считать, что данные были сохранены в файл users.dat в каталоге программы sDataFile := ExtractFilePath(ParamStr(0)) + 'users.dat';
//...загрузка данных из файла if FileExists(sDataFile) then LoadComponentFromTextFile(Mailer, sDataFile); { здесь данные из файла загружены }
//...перебор подписчиков for i:=0to Mailer.MailList.Count-1do begin
sTmp := Mailer.MailList[i].Name; //...обращение к имени sTmp := Mailer.MailList[i].Address; //...обращение к адресу //... sTmp - фиктивная переменная. Поменяйте ее на свои.
Mailer.MailList[i].PickFiles; //... поиск файлов для отправки очередному подписчику.
//...перебор найденных файлов к отправке for j:=0to Mailer.MailList[i].Files.Count-1do begin sTmp := Mailer.MailList[i].Files[j]; end;
end; end; |
Послезагрузкиданныхмыможемработатьсданнымивнашейколлекцииподписчиков. Добавлятьиудалятьих ( Mailer.MailList.Add; Mailer.MailList.Delete(Index); ). Призавершенииработыпрограммынеобходимосохранитьуженовыеданныевтотжефайл.
Code: |
// Процедура сохранения данных из объекта в файл. Может быть процедурой OnDestroy() главной формы. procedure TfMain.OnDestroy; begin //...сохранение данных в файл users.dat SaveComponentToTextFile(Mailer, ExtractFilePath(ParamStr(0)) + 'users.dat'); end; |
ХранениеданныхвфайлепозволяетоказатьсяотиспользованияБД, еслиобъемданныхнеслишкомвеликинетнеобходимостивсовместномдоступекданным.
Самоеглавное - мыорганизуемвседанныеввиденабораудобныхдляработыклассовинетратимвремянаихсохранениеиинициализациюизБД.
Приведенныйпримерлишьиллюстрируетэтотподход. Дляегореализациимогутподойтии 2 таблицывБД. Однакоприведенныйподходудобенприусловии, чтоданныеимеютсложнуюиерархию. Кпримеру, вложенныеколлекцииразныхтиповгораздосложнееразложитьвбазеданных, дляихизвлеченияпотребуется SQL. Решайтесами, судяпосвоейконкретнойзадаче.
Далееприведенкодфункцийдлясохранения/чтениякомпонента.
Code: |
//...процедура загружает(инициализирует) компонент из текстового файла с ресурсом procedure LoadComponentFromTextFile(Component: TComponent; const FileName: string); var ms: TMemoryStream; fs: TFileStream; begin fs := TFileStream.Create(FileName, fmOpenRead); ms := TMemoryStream.Create; try ObjectTextToBinary(fs, ms); ms.position := 0; ms.ReadComponent(Component); finally ms.Free; fs.free; end; end;
//...процедура сохраняет компонент в текстовый файл procedure SaveComponentToTextFile(Component: TComponent; const FileName: string); var ms: TMemoryStream; fs: TFileStream; begin fs := TFileStream.Create(FileName, fmCreate or fmOpenWrite); ms := TMemoryStream.Create; try ms.WriteComponent(Component); ms.position := 0; ObjectBinaryToText(ms, fs); finally ms.Free; fs.free; end; end; |
составлениестатьи: АндрейЧудин, ЦПРТДБиблио-Глобус.
Взято из https://delphi.chertenok
- Подробности
- Родительская категория: Объектное ориентирование
- Категория: Разные вопросы
Code: |
function EnumProc(wnd: HWND; var count: DWORD): Bool; stdcall; begin Inc(count); result := True; EnumChildWindows(wnd, @EnumProc, integer(@count)); end;
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); var count: DWORD; begin count := 0; EnumThreadWindows(GetCurrentThreadID, @EnumProc, Integer(@count)); Caption := Format('%d window handles in use', [count]); end; |
Взято с сайтаhttps://www.swissdelphicenter.ch/en/tipsindex
- Подробности
- Родительская категория: Объектное ориентирование
- Категория: Разные вопросы
Шаблоны в Object Pascal
( перевод одноименной статьи с сайта community.borland.com )
Наверное каждый Delphi программист хоть раз общался с программистом C++ и объяснял насколько
Delphi мощнее и удобнее. Но в некоторый момент, программист C++ заявляет примерно следующее
"OK, но Delphi использует Pascal, а значит не поддерживает множественное наследование и шаблоны,
поэтому он не так хорош как C++."
Насчет множественного наследования можно легко заявить, что Delphi имеет интерфейсы, которые
прекрасно справляются со своей задачей, но вот насчет шаблонов Вам придётся согласится, так как
Object Pascal не поддерживает их.
Давайте посмотрим на эту проблему по-внимательней
Шаблоны позволяют делать универсальные контейнеры такие как списки, стеки, очереди, и т.д.
Если Вы хотите осуществить что-то подобное в Delphi, то у Вас есть два пути:
Использовать контейнер TList, который содержит указатели. В этом случае Вам придётся всё
время делать явное приведение типов.
Сделать подкласс контейнера TCollection или TObjectList, и убрать все методы, зависящие от типов
каждый раз, когда Вы захотите использовать новый тип данных.
Третий вариант, это сделать модуль с универсальным классом контейнера, и каждый раз, когда нужно
использовать новый тип данных, нам прийдётся в редакторе искать и вносить исправления. Было бы
здорово, если всю эту работу за Вас делал компилятор.... вот этим мы сейчас и займёмся!
Например, возьмём классы TCollection и TCollectionItem. Когда Вы объявляете нового потомка TCollectionItem
, то так же Вы наследуете новый класс от TOwnedCollection и переопределяете большинство методов, чтобы
их можно было вызывать с новыми типами.
Давайте посмотрим, как создать универсальную коллекцию шаблонов класса:
Шаг 1: Создайте новый текстовый файл (не юнитовский) с именем TemplateCollectionInterface.pas:
Code: |
_COLLECTION_ = class (TOwnedCollection) protected function GetItem (const aIndex : Integer) : _COLLECTION_ITEM_; procedure SetItem (const aIndex : Integer; const aValue : _COLLECTION_ITEM_); public constructor Create (const aOwner : TComponent);
function Add : _COLLECTION_ITEM_; function FindItemID (const aID : Integer) : _COLLECTION_ITEM_; function Insert (const aIndex : Integer) : _COLLECTION_ITEM_; property Items [const aIndex : Integer] : _COLLECTION_ITEM_ read GetItem write SetItem; end; |
Обратите внимание, что нет никаких uses или interface clauses, только универсальное объявление
типа, в котором _COLLECTION_ это имя универсальной коллекции класса, а _COLLECTION_ITEM_
это имя методов, содержащихся в нашем шаблоне.
Шаг 2: Создайте второй текстовый файл и сохраните его как TemplateCollectionImplementation.pas:
Code: |
constructor _COLLECTION_.Create (const aOwner : TComponent); begin inherited Create (aOwner, _COLLECTION_ITEM_); end;
function _COLLECTION_.Add : _COLLECTION_ITEM_; begin Result := _COLLECTION_ITEM_ (inherited Add); end;
function _COLLECTION_.FindItemID (const aID : Integer) : _COLLECTION_ITEM_; begin Result := _COLLECTION_ITEM_ (inherited FindItemID (aID)); end;
function _COLLECTION_.GetItem (const aIndex : Integer) : _COLLECTION_ITEM_; begin Result := _COLLECTION_ITEM_ (inherited GetItem (aIndex)); end;
function _COLLECTION_.Insert (const aIndex : Integer) : _COLLECTION_ITEM_; begin Result := _COLLECTION_ITEM_ (inherited Insert (aIndex)); end;
procedure _COLLECTION_.SetItem (const aIndex : Integer; const aValue : _COLLECTION_ITEM_); begin inherited SetItem (aIndex, aValue); end; |
Снова нет никаких uses или interface clauses , а только код универсального типа.
Шаг 3: Создайте новый unit-файл с именем MyCollectionUnit.pas:
Code: |
unit MyCollectionUnit;
interface
uses Classes;
type TMyCollectionItem = class (TCollectionItem) private FMyStringData : String; FMyIntegerData : Integer; public procedure Assign (aSource : TPersistent); override; published property MyStringData : Stringread FMyStringData write FMyStringData; property MyIntegerData : Integer read FMyIntegerData write FMyIntegerData; end;
// !!! Указываем универсальному классу на реальный тип
_COLLECTION_ITEM_ = TMyCollectionItem;
// !!! директива добавления интерфейса универсального класса
{$INCLUDE TemplateCollectionInterface}
// !!! переименовываем универсальный класс
TMyCollection = _COLLECTION_;
implementation
uses SysUtils;
// !!! препроцессорная директива добавления универсального класса
{$INCLUDE TemplateCollectionImplementation}
procedure TMyCollectionItem.Assign (aSource : TPersistent); begin if aSource is TMyCollectionItem then begin FMyStringData := TMyCollectionItem(aSource).FMyStringData; FMyIntegerData := TMyCollectionItem(aSource).FMyIntegerData; end elseinherited; end;
end. |
Вот и всё! Теперь компилятор будет делать всю работу за Вас! Если Вы измените интерфейс
универсального класса, то изменения автоматически распространятся на все модули, которые
он использует.
Второй пример
Давайте создадим универсальный класс для динамических массивов.
Шаг 1: Создайте текстовый файл с именем TemplateVectorInterface.pas:
Code: |
_VECTOR_INTERFACE_ = nterface function GetLength : Integer; procedure SetLength (const aLength : Integer);
function GetItems (const aIndex : Integer) : _VECTOR_DATA_TYPE_; procedure SetItems (const aIndex : Integer; const aValue : _VECTOR_DATA_TYPE_);
function GetFirst : _VECTOR_DATA_TYPE_; procedure SetFirst (const aValue : _VECTOR_DATA_TYPE_);
function GetLast : _VECTOR_DATA_TYPE_; procedure SetLast (const aValue : _VECTOR_DATA_TYPE_);
function High : Integer; function Low : Integer;
function Clear : _VECTOR_INTERFACE_; function Extend (const aDelta : Word = 1) : _VECTOR_INTERFACE_; function Contract (const aDelta : Word = 1) : _VECTOR_INTERFACE_;
property Length : Integer read GetLength write SetLength; property Items [const aIndex : Integer] : _VECTOR_DATA_TYPE_ read GetItems write SetItems; default; property First : _VECTOR_DATA_TYPE_ read GetFirst write SetFirst; property Last : _VECTOR_DATA_TYPE_ read GetLast write SetLast; end;
_VECTOR_CLASS_ = class (TInterfacedObject, _VECTOR_INTERFACE_) private FArray : arrayof _VECTOR_DATA_TYPE_; protected function GetLength : Integer; procedure SetLength (const aLength : Integer);
function GetItems (const aIndex : Integer) : _VECTOR_DATA_TYPE_; procedure SetItems (const aIndex : Integer; const aValue : _VECTOR_DATA_TYPE_);
function GetFirst : _VECTOR_DATA_TYPE_; procedure SetFirst (const aValue : _VECTOR_DATA_TYPE_);
function GetLast : _VECTOR_DATA_TYPE_; procedure SetLast (const aValue : _VECTOR_DATA_TYPE_); public function High : Integer; function Low : Integer;
function Clear : _VECTOR_INTERFACE_; function Extend (const aDelta : Word = 1) : _VECTOR_INTERFACE_; function Contract (const aDelta : Word = 1) : _VECTOR_INTERFACE_;
constructor Create (const aLength : Integer); end; |
Шаг 2: Создайте текстовый файл и сохраните его как TemplateVectorImplementation.pas:
Code: |
constructor _VECTOR_CLASS_.Create (const aLength : Integer); begin inherited Create; SetLength (aLength); end;
function _VECTOR_CLASS_.GetLength : Integer; begin Result := System.Length (FArray); end;
procedure _VECTOR_CLASS_.SetLength (const aLength : Integer); begin System.SetLength (FArray, aLength); end;
function _VECTOR_CLASS_.GetItems (const aIndex : Integer) : _VECTOR_DATA_TYPE_; begin Result := FArray [aIndex]; end;
procedure _VECTOR_CLASS_.SetItems (const aIndex : Integer; const aValue : _VECTOR_DATA_TYPE_); begin FArray [aIndex] := aValue; end;
function _VECTOR_CLASS_.High : Integer; begin Result := System.High (FArray); end;
function _VECTOR_CLASS_.Low : Integer; begin Result := System.Low (FArray); end;
function _VECTOR_CLASS_.GetFirst : _VECTOR_DATA_TYPE_; begin Result := FArray [System.Low (FArray)]; end;
procedure _VECTOR_CLASS_.SetFirst (const aValue : _VECTOR_DATA_TYPE_); begin FArray [System.Low (FArray)] := aValue; end;
function _VECTOR_CLASS_.GetLast : _VECTOR_DATA_TYPE_; begin Result := FArray [System.High (FArray)]; end;
procedure _VECTOR_CLASS_.SetLast (const aValue : _VECTOR_DATA_TYPE_); begin FArray [System.High (FArray)] := aValue; end;
function _VECTOR_CLASS_.Clear : _VECTOR_INTERFACE_; begin FArray := Nil; Result := Self; end;
function _VECTOR_CLASS_.Extend (const aDelta : Word) : _VECTOR_INTERFACE_; begin System.SetLength (FArray, System.Length (FArray) + aDelta); Result := Self; end;
function _VECTOR_CLASS_.Contract (const aDelta : Word) : _VECTOR_INTERFACE_; begin System.SetLength (FArray, System.Length (FArray) - aDelta); Result := Self; end; |
Шаг 3: Создайте unit файл с именем FloatVectorUnit.pas:
Code: |
unit FloatVectorUnit;
interface
uses Classes; // !!! Модуль "Classes" содержит объявление класса TInterfacedObject
type _VECTOR_DATA_TYPE_ = Double; // !!! тип данных для класса массива Double
{$INCLUDE TemplateVectorInterface}
IFloatVector = _VECTOR_INTERFACE_; // !!! give the interface a meanigful name TFloatVector = _VECTOR_CLASS_; // !!! give the class a meanigful name
function CreateFloatVector (const aLength : Integer = 0) : IFloatVector; // !!! дополнительная функция
implementation
{$INCLUDE TemplateVectorImplementation}
function CreateFloatVector (const aLength : Integer = 0) : IFloatVector; begin Result := TFloatVector.Create (aLength); end;
end. |
Естественно, можно дополнить универсальный класс дополнительными
функциями. Всё зависит от Вашей фантазии!
Использование шаблонов
Вот пример использования нового векторного интерфейса:
Code: |
procedure TestFloatVector; var aFloatVector : IFloatVector; aIndex : Integer; begin aFloatVector := CreateFloatVector;
aFloatVector.Extend.Last := 1; aFloatVector.Extend.Last := 2;
for aIndex := aFloatVector.Low to aFloatVector.High do begin WriteLn (FloatToStr (aFloatVector [aIndex])); end; end. |
Единственное требование при создании шаблонов таким способом, это то, что
каждый новый тип должен быть объявлен в отдельном модуле, а так же Вы должны
иметь исходники для универсальных классов.
Взято из https://forum.sources
- Подробности
- Родительская категория: Объектное ориентирование
- Категория: Разные вопросы
Страница 2 из 2