Основное предназначение этой статьи, заполнить пробелы в оригинальной документации по Borland Delphi Developer, при этом весь программный код, а так же теория, полность совместимы со всеми версиями Delphi.
Использование Ассемблера в Борландовком Delphi
Перед тем, как начать, хотелось бы определиться с уровнем знаний, необходимых для нормального усвоения данного материала. Необходимо быть знакомым со встроенными средствами отладки в Delphi. Так же необходимо иметь представление о таких терминах как тип реализации (instantiation), null pointer и распределение памяти. Если в чём-то из вышеупомянутого Вы сомневаетесь, то постарайтесь быть очень внимательны и осторожны при воплощении данного материала на практике. Кроме того, будет обсуждаться только 32-битный код, так что понадобится компилятор не ниже Delphi 2.0.
Зачем использовать Ассемблер?
На мой взгляд, Object Pascal, это инструмент, позволяющий генерировать быстрый и эффективный код, однако использование ассемблера в некоторых случаях позволяет решать некоторые задачи более эффективно. За всю работу с Delphi, я пришёл к выводу, что использование низкоуровневого кода необходимо в двух случая.
1. | Обработка большого количества данных. Nb. В данный случай не входит ситуация, когда используется язык запроса данных. |
2. | В высокоскоростных подпрограммах работы с дисплеем. Nb. Имеется ввиду использование простых процедур на чистом паскале, но никак не внешних библиотек и DirectX. |
В конце статьи мы рассмотрим примеры, которые явно отражают значимость этих критериев, а так же не только когда и где использовать ассемблерные вставки, но и как включать такой код в Delphi.
Что такое Ассемблер?
Надеюсь, что Все читатели этой статьи имеют как минимум поверхностное представление о работе процессора. Грубо говоря, это калькулятор с большим объёмом памяти. Память, это не более чем упорядоченная последовательнось двоичных цифр. Каждая такая цифра является байтом. Каждый байт может содержать в себе значение от 0 до 255, а так же имеет свой уникальный адрес, при помощи которого процессор находит нужные значения в памяти. Процессор так же имеет набор регистров (это можно расценить как глобальные переменные). Например eax,ebx,ecx и edx, это универсальные 32-битные регистры. Это значит, что самое большое число, которое мы можем записать в регистр eax, это 2 в степени 32 минус 1, или 4294967295.
Как мы уже выяснили, процессор манипулирует значениями регистров. Машинный код операции прибавления 10 к значению регистра eax будет выглядеть следующим образом
05/0a/00/00/00
Однако, такая запись абсолютно не читабельна и, как следствие, не пригодна при отладке программы. Так вот Ассемблер, это простое представление машинных команд в более удобном виде. Теперь давайте посмотрим, как будет выглядеть прибавление 10 к eax в ассемблерном представлении:
Code: |
add eax,10 {a := a + 10} |
А вот так выглядит вычитаение значения ebx из eax
Code: |
sub eax,ebx {a := a - b } |
Чтобы сохранить значние, можно просто поместить его в другой регистр
Code: |
mov eax,ecx {a := c } |
или даже лучше, сохранить значение по определённому адресу в памяти
Code: |
mov [1536],eax {сохраняет значение eax по адресу 1536} |
и конечно же взять его от туда
Code: |
mov eax,[1536] |
Однако, тут есть важный момент, про который забывать не желательно. Так как регистр 32-битный(4 байта), то его значение будет записано сразу в четыре ячейки памяти 1536, 1537, 1538 и 1539.
А теперь давайте посмотрим, как компилятор преобразует действия с переменными в машинный код. Допустим у нас есть строка Count := 0; Для компилятора это означает, что надо просто запомнить значение. Следовательно, компилятор генерирует код, который сохраняет значение в памяти по определённому адресу и следит, чтобы не произошло никаких накладок, и обзывает этот адрес как 'Count'. Вот как выглядит такой код
Code: |
mov eax,0 mov Count,eax |
Компилятор не может использовать строку типа
Code: |
mov Count,0 |
из-за того, что как минимум один параметр инструкции должен являться регистром.
Если посмотреть на строку Count := Count + 1;
то её ассемблерное представление будет выглядеть как
Code: |
mov eax,Count add eax,1 mov Count,eax |
Для переменных, тип которых отличается от целого, всё усложняется. Однако, рассмотрим эту тему немного позже, а сейчас предлагаю закрепить теорию практическими примерами.
Итак, рассмотрим первый пример. Сразу извинюсь за тривиальность, но с чего-то надо начинать.
Code: |
function Sum(X,Y:integer):integer; begin Result := X+Y; end; |
А вот так будет выглядеть операция сложения двух целых чисел на ассемблере:
Code: |
function Sum(X,Y:integer):integer; begin asm mov eax,X add eax,Y mov Result,eax end; end; |
Этот код прекрасно работает, однако он не даёт нам преимущества в скорости, а так же потерялось восприятие кода. Но не стоит огорчаться, так как те немногие знания, которые Вы почерпнули из этого материала, можно использовать с большей пользой. Допустим, нам необходимо преобразовать явные значения Red,Green, и Blue в цвета типа TColor, подходящие для использования в Delphi. Тип TColor описан как 24-битный True Colour хранящийся в формате целого числа, то есть четыре байта, старший из которых равен нулю, а далее по порядку красный, зелёный, синий.
Code: |
function GetColour(Red,Green,Blue:integer):TColor; begin asm {ecx будет содержать значение TColor} mov ecx,0 {начинаем с красной компоненты} mov eax,Red {необходимо убедиться, что красный находится в диапазоне 0<=Red<=255} and eax,255 {сдвигаем значение красного в правильное положение} shl eax,16 {выравниваем значение TColor} xor ecx,eax {проделываем тоже самое с зелёным} mov eax,Green and eax,255 shl eax,8 xor ecx,eax {и тоже самое с синим} mov eax,Blue and eax,255 xor ecx,eax mov Result, ecx end; end; |
Заметьте, что я использовал несколько бинарных операций. Эти операции также определены непосредственно в Object Pascal.
Примечание * от Jin X
Чушь! Во-первых, параметры обязаны быть регистрами только в очень редких случаях (например, при чтении/записи из/в порт: out 20h,al), а во-вторых, компилятор Delphi7 генерирует именно mov Count,12345678h при использовании Count := $12345678. Но! Когда мы делаем Count := 0, то генерируется пара xor eax,eax + mov Count,eax , причём лишь в целях экономии памяти (такая запись короче в машинном представлении).
Примечание ** от Jin X
это тоже не есть правда, компилятор делает гораздо проще: inc Count
Просьба писать ваши замечания, наблюдения и все остальное,
что поможет улучшить предоставляемую информацию на этом сайте.
ВСЕ КОММЕНТАРИИ МОДЕРИРУЮТСЯ ВРУЧНУЮ, ТАК ЧТО СПАМИТЬ БЕСПОЛЕЗНО!