ЕсливВашейпрограммеиспользуютсяклассыдляописанияобъектовнекоторойпредметнойобласти, тоданные, ихинициализирующие, можнохранитьивбазеданных. Номожновыбратьгораздоболеепродуктивныйподход, которыйдоступенв Delphi/C++ Builder. Средаразработки Delphi/C++ Builder хранитресурсывсехформвдвоичныхилитекстовыхфайлахиэтавозможностьдоступнаидляразрабатываемыхсеепомощьюпрограмм. Вданномслучае, дляоценкиудобствтакогоподходалучшевсегорассмотретьконкретныйпример.

Необходимореализоватьхранениеинформациионекоейслужберассылкииееподписчиках. Будемхранитьданныеопочтовомсервереисписокподписчиков. Каждаязаписьоподписчикехранитеголичныеданныеиадрес, атакжесписоктем(иликаталогов), накоторыеонподписан. КакбольшиепоклонникиГрадиБуча (Grady Booch), атакжебудучизаинтересованывудобнойорганизациикода, мыорганизуеминформациюоподписчикахввидеобъектов. В Delphi дляданнойзадачиидеальноподходиткласс TCollection, реализующийвсюнеобходимуюфункциональностьдляработысоспискамитипизированныхобъектов. Дляэтогомынаследуемсяот TCollection, называяновыйкласс TMailList - списокрассылки, атакжесоздаемнаследникаот TCollectionItem - TMailClient - адресатрассылки. Последнийбудетсодержатьвсенеобходимыеданныеоподписчике, атакжереализовыватьнеобходимыефункциидляработысним.

Самуколлекциюсподписчикаминамнужнобудетпоместитьвнекийбазовыйкласс, которыймыибудемсохранятьизагружать. Нарольтаковогоподходиткласс TMailer - почтовыйклиент.
Начнемс TMailClient.

Code:

type

TMailClient = class(TCollectionItem)

private

FName: string;

FAddress: string;

FEnabled: boolean;

FFolders: TStringList;

public

Files: TStringList; // список файлов к рассылке. заполняется в run-time. Сохранению не подлежит

constructor Create(Collection: TCollection); override;

destructor Destroy; override;

procedure PickFiles;

published

propertyName: stringread FName write FName; // имя адресата

property Address: stringread FAddress write FAddress; // почтовый адрес

property Enabled: boolean read FEnabled write FEnabled default true;

property Folders: TStringList read FFolders write FFolders; // список папок (тем) подписки

end;

Класссодержитсведенияоимениклиента, егоадресе, егостатусе(Enabled), атакжесписоккаталогов, накоторыеонподписан. Процедура PickFiles составляетсписокфайловкотправкеисохраняетеговсвойстве Files
Класс TMailList, хранящийобъектыкласса TMailClient, приведенниже.

Code:

TMailList = class(TCollection)

public

function GetMailClient(Index: Integer): TMailClient;

procedure SetMailClient(Index: Integer; Value: TMailClient);

public

function Add: TMailClient;

property Items[Index: Integer]: TMailClient read GetMailClient write SetMailClient; default;

end;

Теперьпоместимкласс TMailList вкласс TMailer. Внегоможнобудетпотомвключитьданныеопараметрахдоступакпочтовомусерверудляотправкипочты. Онмогбыиотправлятьпочту, новданномпримереэтонеиспользовано, дабынеперегружатькод.

Тоестьвнашемпримереонвыполняеттолькорольносителяданныхоподписчикахиихподписке. Класс TComponent, откоторогооннаследуетсяможносохранитьвфайл, втовремякак TCollection самостоятельнонесохранится. Толькоеслионаагрегированав TComponent. Именноэтоунасиреализовано.

Code:

TMailer = class(TComponent)

private

FMailList: TMailList;

public

constructor Create(AOwner: TComponent); override;

destructor Destroy; override;

published

property MailList: TMailList read FMailList write FMailList; // коллекция - список рассылки.

// здесь можно поместить, к примеру, данные о соединении с почтовым сервером

end;

 

Повторюсь. Вданномслучаемынаследуемсяоткласса TComponent, длятого, чтобыбылавозможностизаписиданныхобъектавфайл. Свойство MailList содержитужеобъекткласса TMailList.
Реализациявсехприведенныхклассовприведенаниже.

Code:

constructor TMailClient.Create(Collection: TCollection);

begin

inherited;

Folders := TStringList.Create;

Files := TStringList.Create;

FEnabled := true;

end;

 

destructor TMailClient.Destroy;

begin

Folders.Free;

Files.Free;

inherited;

end;

 

// здесь во всех каталогах Folders ищем файлы для рассылки и помещаем их в Files.

procedure TMailClient.PickFiles;

var i: integer;

begin

for i:=0to Folders.Count-1do CreateFileList(Files, Folders[i]);

end;

 

// Стандартный код при наследовании от класса коллекции: переопределяем тип

function TMailList.GetMailClient(Index: Integer): TMailClient;

begin

Result := TMailClient(inherited Items[Index]);

end;

 

// Стандартный код при наследовании от класса коллекции

procedure TMailList.SetMailClient(Index: Integer; Value: TMailClient);

begin

Items[Index].Assign(Value);

end;

 

// Стандартный код при наследовании от класса коллекции: переопределяем тип

function TMailList.Add: TMailClient;

begin

Result := TMailClient(inherited Add);

end;

 

// создаем коллекцию адресатов рассылки TMailList

constructor TMailer.Create(AOwner: TComponent);

begin

inherited Create(AOwner);

MailList := TMailList.Create(TMailClient);

end;

 

destructor TMailer.Destroy;

begin

MailList.Free;

inherited;

end;

//---------------------

Функция CreateFileList создаетпокаким-либоправиламсписокфайловнаосновепереданногоейспискакаталогов, обходяихрекурсивно. Кпримеру, онаможетбытьреализованатак.

Code:

procedure CreateFileList(sl: TStringList; const FilePath: string);

var

sr: TSearchRec;

procedure ProcessFile;

begin

if (sr.Name = '.')or(sr.Name = '..') then exit;

if sr.Attr <> faDirectory then

sl.Add(FilePath + '\' + sr.Name);

if sr.Attr = faDirectory then

begin

CreateFileList(sl, FilePath + '\' + sr.Name);

end;

end;

begin

ifnot DirectoryExists(FilePath) then exit;

if FindFirst(FilePath + '\' + '*.*', faAnyFile , sr) = 0then ProcessFile;

while FindNext(sr) = 0do ProcessFile;

FindClose(sr);

end;

 

Витогемырасполагаемклассом TMailer, содержащимвсюнеобходимуюнаминформацию. Теперьперейдемксозданиюобъекта, ихсохранениюизагрузке.

Code:

var

Mailer: TMailer; // это наш объект для хранения данных о почтовой рассылки

 

// Процедура загрузки данных в объект. Может быть процедурой OnCreate() главной формы.

procedure TfMain.FormCreate(Sender: TObject);

var

sDataFile, sTmp: string;

i, j: integer;

begin

 

Mailer := TMailer.Create(self);

 

// будем считать, что данные были сохранены в файл users.dat в каталоге программы

sDataFile := ExtractFilePath(ParamStr(0)) + 'users.dat';

 

//...загрузка данных из файла

if FileExists(sDataFile) then

LoadComponentFromTextFile(Mailer, sDataFile);

{ здесь данные из файла загружены }

 

//...перебор подписчиков

for i:=0to Mailer.MailList.Count-1do

begin

 

sTmp := Mailer.MailList[i].Name; //...обращение к имени

sTmp := Mailer.MailList[i].Address; //...обращение к адресу

//... sTmp - фиктивная переменная. Поменяйте ее на свои.

 

Mailer.MailList[i].PickFiles; //... поиск файлов для отправки очередному подписчику.

 

//...перебор найденных файлов к отправке

for j:=0to Mailer.MailList[i].Files.Count-1do

begin

sTmp := Mailer.MailList[i].Files[j];

end;

 

end;

end;

 

Послезагрузкиданныхмыможемработатьсданнымивнашейколлекцииподписчиков. Добавлятьиудалятьих ( Mailer.MailList.Add; Mailer.MailList.Delete(Index); ). Призавершенииработыпрограммынеобходимосохранитьуженовыеданныевтотжефайл.

Code:

// Процедура сохранения данных из объекта в файл. Может быть процедурой OnDestroy() главной формы.

procedure TfMain.OnDestroy;

begin

//...сохранение данных в файл users.dat

SaveComponentToTextFile(Mailer, ExtractFilePath(ParamStr(0)) + 'users.dat');

end;

 

ХранениеданныхвфайлепозволяетоказатьсяотиспользованияБД, еслиобъемданныхнеслишкомвеликинетнеобходимостивсовместномдоступекданным.
Самоеглавное - мыорганизуемвседанныеввиденабораудобныхдляработыклассовинетратимвремянаихсохранениеиинициализациюизБД.
Приведенныйпримерлишьиллюстрируетэтотподход. Дляегореализациимогутподойтии 2 таблицывБД. Однакоприведенныйподходудобенприусловии, чтоданныеимеютсложнуюиерархию. Кпримеру, вложенныеколлекцииразныхтиповгораздосложнееразложитьвбазеданных, дляихизвлеченияпотребуется SQL. Решайтесами, судяпосвоейконкретнойзадаче.

Далееприведенкодфункцийдлясохранения/чтениякомпонента.

Code:

//...процедура загружает(инициализирует) компонент из текстового файла с ресурсом

procedure LoadComponentFromTextFile(Component: TComponent; const FileName: string);

var

ms: TMemoryStream;

fs: TFileStream;

begin

fs := TFileStream.Create(FileName, fmOpenRead);

ms := TMemoryStream.Create;

try

ObjectTextToBinary(fs, ms);

ms.position := 0;

ms.ReadComponent(Component);

finally

ms.Free;

fs.free;

end;

end;

 

//...процедура сохраняет компонент в текстовый файл

procedure SaveComponentToTextFile(Component: TComponent; const FileName: string);

var

ms: TMemoryStream;

fs: TFileStream;

begin

fs := TFileStream.Create(FileName, fmCreate or fmOpenWrite);

ms := TMemoryStream.Create;

try

ms.WriteComponent(Component);

ms.position := 0;

ObjectBinaryToText(ms, fs);

finally

ms.Free;

fs.free;

end;

end;

 

составлениестатьи: АндрейЧудин, ЦПРТДБиблио-Глобус.

 

Взято из https://delphi.chertenok

 

Code:

function EnumProc(wnd: HWND; var count: DWORD): Bool; stdcall;

begin

Inc(count);

result := True;

EnumChildWindows(wnd, @EnumProc, integer(@count));

end;

 

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var

count: DWORD;

begin

count := 0;

EnumThreadWindows(GetCurrentThreadID, @EnumProc, Integer(@count));

Caption := Format('%d window handles in use', [count]);

end;

 

 

 

 

Взято с сайтаhttps://www.swissdelphicenter.ch/en/tipsindex

Шаблоны в Object Pascal

( перевод одноименной статьи с сайта community.borland.com )

 

Наверное каждый Delphi программист хоть раз общался с программистом C++ и объяснял насколько

Delphi мощнее и удобнее. Но в некоторый момент, программист C++ заявляет примерно следующее

"OK, но Delphi использует Pascal, а значит не поддерживает множественное наследование и шаблоны,

поэтому он не так хорош как C++."

 

Насчет множественного наследования можно легко заявить, что Delphi имеет интерфейсы, которые

прекрасно справляются со своей задачей, но вот насчет шаблонов Вам придётся согласится, так как

Object Pascal не поддерживает их.

 

Давайте посмотрим на эту проблему по-внимательней

Шаблоны позволяют делать универсальные контейнеры такие как списки, стеки, очереди, и т.д.

Если Вы хотите осуществить что-то подобное в Delphi, то у Вас есть два пути:

 

Использовать контейнер TList, который содержит указатели. В этом случае Вам придётся всё

время делать явное приведение типов.

Сделать подкласс контейнера TCollection или TObjectList, и убрать все методы, зависящие от типов

каждый раз, когда Вы захотите использовать новый тип данных.

Третий вариант, это сделать модуль с универсальным классом контейнера, и каждый раз, когда нужно

использовать новый тип данных, нам прийдётся в редакторе искать и вносить исправления. Было бы

здорово, если всю эту работу за Вас делал компилятор.... вот этим мы сейчас и займёмся!

 

Например, возьмём классы TCollection и TCollectionItem. Когда Вы объявляете нового потомка TCollectionItem

, то так же Вы наследуете новый класс от TOwnedCollection и переопределяете большинство методов, чтобы

их можно было вызывать с новыми типами.

 

Давайте посмотрим, как создать универсальную коллекцию шаблонов класса:

 

Шаг 1: Создайте новый текстовый файл (не юнитовский) с именем TemplateCollectionInterface.pas:

 

Code:

_COLLECTION_ = class (TOwnedCollection)

protected

function GetItem (const aIndex : Integer) : _COLLECTION_ITEM_;

procedure SetItem (const aIndex : Integer;

const aValue : _COLLECTION_ITEM_);

public

constructor Create (const aOwner : TComponent);

 

function Add : _COLLECTION_ITEM_;

function FindItemID (const aID : Integer) : _COLLECTION_ITEM_;

function Insert (const aIndex : Integer) : _COLLECTION_ITEM_;

property Items [const aIndex : Integer] : _COLLECTION_ITEM_ read GetItem write SetItem;

end;

 

Обратите внимание, что нет никаких uses или interface clauses, только универсальное объявление

типа, в котором _COLLECTION_ это имя универсальной коллекции класса, а _COLLECTION_ITEM_

это имя методов, содержащихся в нашем шаблоне.

 

Шаг 2: Создайте второй текстовый файл и сохраните его как TemplateCollectionImplementation.pas:

 

Code:

constructor _COLLECTION_.Create (const aOwner : TComponent);

begin

inherited Create (aOwner, _COLLECTION_ITEM_);

end;

 

function _COLLECTION_.Add : _COLLECTION_ITEM_;

begin

Result := _COLLECTION_ITEM_ (inherited Add);

end;

 

function _COLLECTION_.FindItemID (const aID : Integer) : _COLLECTION_ITEM_;

begin

Result := _COLLECTION_ITEM_ (inherited FindItemID (aID));

end;

 

function _COLLECTION_.GetItem (const aIndex : Integer) : _COLLECTION_ITEM_;

begin

Result := _COLLECTION_ITEM_ (inherited GetItem (aIndex));

end;

 

function _COLLECTION_.Insert (const aIndex : Integer) : _COLLECTION_ITEM_;

begin

Result := _COLLECTION_ITEM_ (inherited Insert (aIndex));

end;

 

procedure _COLLECTION_.SetItem (const aIndex : Integer;

const aValue : _COLLECTION_ITEM_);

begin

inherited SetItem (aIndex, aValue);

end;

 

Снова нет никаких uses или interface clauses , а только код универсального типа.

 

Шаг 3: Создайте новый unit-файл с именем MyCollectionUnit.pas:

Code:

unit MyCollectionUnit;

 

interface

 

uses Classes;

 

type TMyCollectionItem = class (TCollectionItem)

private

FMyStringData : String;

FMyIntegerData : Integer;

public

procedure Assign (aSource : TPersistent); override;

published

property MyStringData : Stringread FMyStringData write FMyStringData;

property MyIntegerData : Integer read FMyIntegerData write FMyIntegerData;

end;

 

// !!! Указываем универсальному классу на реальный тип

 

_COLLECTION_ITEM_ = TMyCollectionItem;

 

// !!! директива добавления интерфейса универсального класса

 

{$INCLUDE TemplateCollectionInterface}

 

// !!! переименовываем универсальный класс

 

TMyCollection = _COLLECTION_;

 

implementation

 

uses SysUtils;

 

// !!! препроцессорная директива добавления универсального класса

 

{$INCLUDE TemplateCollectionImplementation}

 

procedure TMyCollectionItem.Assign (aSource : TPersistent);

begin

if aSource is TMyCollectionItem then

begin

FMyStringData := TMyCollectionItem(aSource).FMyStringData;

FMyIntegerData := TMyCollectionItem(aSource).FMyIntegerData;

end

elseinherited;

end;

 

end.

 

Вот и всё! Теперь компилятор будет делать всю работу за Вас! Если Вы измените интерфейс

универсального класса, то изменения автоматически распространятся на все модули, которые

он использует.

 

Второй пример

Давайте создадим универсальный класс для динамических массивов.

 

Шаг 1: Создайте текстовый файл с именем TemplateVectorInterface.pas:

 

Code:

_VECTOR_INTERFACE_ = nterface

function GetLength : Integer;

procedure SetLength (const aLength : Integer);

 

function GetItems (const aIndex : Integer) : _VECTOR_DATA_TYPE_;

procedure SetItems (const aIndex : Integer;

const aValue : _VECTOR_DATA_TYPE_);

 

function GetFirst : _VECTOR_DATA_TYPE_;

procedure SetFirst (const aValue : _VECTOR_DATA_TYPE_);

 

function GetLast : _VECTOR_DATA_TYPE_;

procedure SetLast (const aValue : _VECTOR_DATA_TYPE_);

 

function High : Integer;

function Low : Integer;

 

function Clear : _VECTOR_INTERFACE_;

function Extend (const aDelta : Word = 1) : _VECTOR_INTERFACE_;

function Contract (const aDelta : Word = 1) : _VECTOR_INTERFACE_;

 

property Length : Integer read GetLength write SetLength;

property Items [const aIndex : Integer] : _VECTOR_DATA_TYPE_ read GetItems write SetItems; default;

property First : _VECTOR_DATA_TYPE_ read GetFirst write SetFirst;

property Last : _VECTOR_DATA_TYPE_ read GetLast write SetLast;

end;

 

_VECTOR_CLASS_ = class (TInterfacedObject, _VECTOR_INTERFACE_)

private

FArray : arrayof _VECTOR_DATA_TYPE_;

protected

function GetLength : Integer;

procedure SetLength (const aLength : Integer);

 

function GetItems (const aIndex : Integer) : _VECTOR_DATA_TYPE_;

procedure SetItems (const aIndex : Integer;

const aValue : _VECTOR_DATA_TYPE_);

 

function GetFirst : _VECTOR_DATA_TYPE_;

procedure SetFirst (const aValue : _VECTOR_DATA_TYPE_);

 

function GetLast : _VECTOR_DATA_TYPE_;

procedure SetLast (const aValue : _VECTOR_DATA_TYPE_);

public

function High : Integer;

function Low : Integer;

 

function Clear : _VECTOR_INTERFACE_;

function Extend (const aDelta : Word = 1) : _VECTOR_INTERFACE_;

function Contract (const aDelta : Word = 1) : _VECTOR_INTERFACE_;

 

constructor Create (const aLength : Integer);

end;

 

 

Шаг 2: Создайте текстовый файл и сохраните его как TemplateVectorImplementation.pas:

 

Code:

constructor _VECTOR_CLASS_.Create (const aLength : Integer);

begin

inherited Create;

SetLength (aLength);

end;

 

function _VECTOR_CLASS_.GetLength : Integer;

begin

Result := System.Length (FArray);

end;

 

procedure _VECTOR_CLASS_.SetLength (const aLength : Integer);

begin

System.SetLength (FArray, aLength);

end;

 

function _VECTOR_CLASS_.GetItems (const aIndex : Integer) : _VECTOR_DATA_TYPE_;

begin

Result := FArray [aIndex];

end;

 

procedure _VECTOR_CLASS_.SetItems (const aIndex : Integer;

const aValue : _VECTOR_DATA_TYPE_);

begin

FArray [aIndex] := aValue;

end;

 

function _VECTOR_CLASS_.High : Integer;

begin

Result := System.High (FArray);

end;

 

function _VECTOR_CLASS_.Low : Integer;

begin

Result := System.Low (FArray);

end;

 

function _VECTOR_CLASS_.GetFirst : _VECTOR_DATA_TYPE_;

begin

Result := FArray [System.Low (FArray)];

end;

 

procedure _VECTOR_CLASS_.SetFirst (const aValue : _VECTOR_DATA_TYPE_);

begin

FArray [System.Low (FArray)] := aValue;

end;

 

function _VECTOR_CLASS_.GetLast : _VECTOR_DATA_TYPE_;

begin

Result := FArray [System.High (FArray)];

end;

 

procedure _VECTOR_CLASS_.SetLast (const aValue : _VECTOR_DATA_TYPE_);

begin

FArray [System.High (FArray)] := aValue;

end;

 

function _VECTOR_CLASS_.Clear : _VECTOR_INTERFACE_;

begin

FArray := Nil;

Result := Self;

end;

 

function _VECTOR_CLASS_.Extend (const aDelta : Word) : _VECTOR_INTERFACE_;

begin

System.SetLength (FArray, System.Length (FArray) + aDelta);

Result := Self;

end;

 

function _VECTOR_CLASS_.Contract (const aDelta : Word) : _VECTOR_INTERFACE_;

begin

System.SetLength (FArray, System.Length (FArray) - aDelta);

Result := Self;

end;

 

 

Шаг 3: Создайте unit файл с именем FloatVectorUnit.pas:

 

Code:

unit FloatVectorUnit;

 

interface

 

uses Classes; // !!! Модуль "Classes" содержит объявление класса TInterfacedObject

 

type _VECTOR_DATA_TYPE_ = Double; // !!! тип данных для класса массива Double

 

{$INCLUDE TemplateVectorInterface}

 

IFloatVector = _VECTOR_INTERFACE_; // !!! give the interface a meanigful name

TFloatVector = _VECTOR_CLASS_; // !!! give the class a meanigful name

 

function CreateFloatVector (const aLength : Integer = 0) : IFloatVector; // !!! дополнительная функция

 

implementation

 

{$INCLUDE TemplateVectorImplementation}

 

function CreateFloatVector (const aLength : Integer = 0) : IFloatVector;

begin

Result := TFloatVector.Create (aLength);

end;

 

end.

 

Естественно, можно дополнить универсальный класс дополнительными

функциями. Всё зависит от Вашей фантазии!

 

Использование шаблонов

Вот пример использования нового векторного интерфейса:

 

Code:

procedure TestFloatVector;

var aFloatVector : IFloatVector;

aIndex : Integer;

begin

aFloatVector := CreateFloatVector;

 

aFloatVector.Extend.Last := 1;

aFloatVector.Extend.Last := 2;

 

for aIndex := aFloatVector.Low to aFloatVector.High do

begin

WriteLn (FloatToStr (aFloatVector [aIndex]));

end;

end.

 

 

Единственное требование при создании шаблонов таким способом, это то, что

каждый новый тип должен быть объявлен в отдельном модуле, а так же Вы должны

иметь исходники для универсальных классов.

 

 

 

 

Взято из https://forum.sources