Программирование АССЕМБЛЕРОМ в Delphi
Автор: Александр Баранецкий
Каждый день множество программистов (кроме опытных) в Delphi, используя код высокого уровня, пишут свои программы. Как правило, пренебрегая таким понятием как Assembler, имеется ввиду в строенный в DELPHI. Конечно, тяжело сказать, что на голом «асе» можно сотворить великолепный шедевр имеется ввиду красота - VCL (Visual Component Library). Особенно относительно начинающих программистов, которые только начинают учить IDE. Но зато можно повысить скорость какого нибудь математического или системного алгоритма.
Сегодня я представляю на ваш суд статью по «асу». Скорее всего, она будет интересна начинающим программерам. Я не мастер, но сеже.
Программирование АССЕМБЛЕРОМ в “Delphi”
Для начала несколько основных команд.
MOV - предназначена для занесения в ячейку памяти значения. Например:
Code: |
var x: integer; begin Mov X, 10 // Занесение в Х значение 10 // X:=10; Mov eax, 45 //Занесение в быстрый регистр Mov ebx, eax //Присвоения значения одного регистра другому Mov x.edx //Занесение в х значения edx |
Первый параметр присваивающий объект, второй присеваемое значение.
ADD - Предназначена для прибавления к объекту значения. Значения передаются через запитаю. Например :
Code: |
add eax,2 add x,76 |
Первый параметр принимающий объект, второй добавляемое значение.
SUB - Предназначена для вычитания от объекта значения. Значения передаются через запитаю. Например :
Code: |
sub eax,18 Sub x,6 |
Первый параметр объект от которого отнимается , второй отнимаемое значение.
IMUL - команда умножения
IDIV - команда деления
CMP - Команда проверки
JNZ,JMP,JA - команды перехода.
Теперь перейдем к практическим примерам:
Code: |
// 1 Функция сложения.
function plus(x, y: integer): integer; asm mov eax,x add eax,y end;
{ Функция вернет сумму «x» и «y». Сперва заносим «х» (move eax,x) потом прибавляем к уже имеющемуся «y» (add eax,y). } // 2. Функция умножения
function Umnojenie(x, z: integer): integer; asm mov ebx,z mov eax,x imul ebx end;
{ Заносим в обратном порядке «x» и «z» Отдаем команду на умножение первого значения на второе «imul ebx ». }
// 3. Функция вычитания
function Minus(x, y: integer): integer; asm sub x,y end;
// Просто отнимаем одно от другого
// 4 Функция деления
function divider(x, y: integer): integer; asm mov ebx,y {1} cdq {2} idiv ebx {3} end; |
Эта функция отличается от остальных методом применения операторов. Занесение значения. 2. Предварительная обработка. 3. Деление.
Это были простейшие математические операторы, теперь мы рассмотрим более сложные операторы цикла и условие
Цикл на «асе» заключается в том что создается контрольный объект и при достижении определенного условия не происходи перехода к начальной контрольной точке отчета цикла.
Code: |
procedure asm_cycle; label lb; var d: integer; begin asm mov ebx,0 mov d,0 lb: add d,1 inc ebx cmp ebx,10 jnz lb mov ebx,0 end; Writeln(d); end; |
Метка lb нужна, чтобы назначить контрольную точку начала операторов цикла. Переменная «d:integer» для проверки результатов работы цикла. С зарезервированного слова ASM начинаем анализ. Mov edx,0 «edx» выступает как контрольный регистр в нем фиксируется количество повторений. А с самого начало он указывает с какой величины пойдет отчет Например mov edx,0 = for i := 0 to .. do, mov edx,43 = for i:=43 to ..do Мы установим его в 0 чтобы отчет шел с нуля. Переменную d мы тоже обнулим. Третья строка это метка начала после нее идут операторы цикла. Следующий оператор наш рабочий оператор. У нас он 1 но может быть множество. Inc edx добавляем в регистр 1 шаг пройденного цикла если пропустить то цикл будет идти вечно. cmp ebx,10 Один из основных операторов он проверяет не достиг ли цикл верхний предел. Проверка идет в самом конце. Если вернет FALSE то срабатывает следующий оператор перехода на метку т.е в начало цикла и все повторяется до тех пор пока cmp не вернет TRUE в следствии чего не сработает оператор перехода JNZ. Последними операторами обнуляем счетчик и показываем результат.
Условный оператор IF..THEN..ELSE.
Code: |
procedure if_sample(x: integer); var res: integer; label exit, lb; begin asm cmp x,0 jnz lb mov res,45 jmp exit lb:mov res,0 exit: mov eax,0 end; Writeln(res); end; |
На PASCAL этот оператор пишется так if x = 0 then x:=45 else x:=0; Сначала идет проверка не равен ли х нулю если не равен то переход на метку ld, На которой оператор обнуления. А если равен, то оператор перехода на ld не срабатывает. Срабатывает mov res,45. После которого состоится переход на метку EXIT. В «асе» желательно прописывать свою метку (у нас EXIT), которая по необходимости выйдет и процедуры.
И последние. Вызов внешней процедуры. Допустим, надо вызвать внешнюю процедуру.
procedure call_s(x, d: integer; bol: boolean);
Для вызова внешних модулей применяется метод CALL.
Code: |
procedure call_sample; asm mov eax,4 mov edx,34 mov cl,0 call call_s end; |
Сперва передаются параметры последовательно а потом сам вызов.
На этом мой маленький туториал окончен. Все примеры вы найдете в приложенном файле pr_asm. Это маленькое консольное приложение, в котором представлены все примеры с комментариями.
P.S. Я не мастер в «асе», и эта статья не сделает вас гениями она лишь призвана показать некоторые стандартные методы «паса» интерпретированные в «ас». Мастера «аса» не смейтесь надо мной сильно, так как я уже сказал, что я не мастер, я просто энтузиаст в «асе».
Просьба писать ваши замечания, наблюдения и все остальное,
что поможет улучшить предоставляемую информацию на этом сайте.
ВСЕ КОММЕНТАРИИ МОДЕРИРУЮТСЯ ВРУЧНУЮ, ТАК ЧТО СПАМИТЬ БЕСПОЛЕЗНО!