С чего все начиналось:
С начала. Мне нужно было написать перехватчик вызовов WinSock. Дабы любая программа могла работать через SOCKS5-проксик. Я посчитал, что перехват вызовов DLL'ки проще, чем судорожные попытки написать драйвер (да и сейчас так считаю). Енота, правда, ехидно улыбалась и говорила "ну-ну", но я-таки справился. SOCKS сниффер еще пишу, но в принципах перехвата уже разобрался :-) [Енота: разобраться-то он действительно разобрался, а соксифиера нет до сих пор...]
Как все будет:
Я предпочитаю не писать сухие статьи с кучей теории. Поскольку я люблю читать работающий исходный код, то и здесь будет только исходный код. Все пояснения я буду вставлять прямо в исходник - в виде комментариев. Впрочем, не надейтесь, что вам будет достаточно выдрать отсюда исходник, и он скомпилится. :-) Это не потому, что я специально что-то скрыл, а потому, что я вырезал кучу вспомогательных процедур, которые каждый может написать сам. Если вы, все же, паталогически ленивы - скачайте архив с полными рабочими исходниками. Оттуда точно заработает.
Исходники:
Наконец-то... начнем.
Code: |
procedure DoDebugLoop; { собственно, это главная процедура перехватчика. большую часть времени он крутится именно в ней } var Event: TDebugEvent; { стандартная Win32 структура. для интересующихся:} ЕDebugEvent = record dwDebugEventCode: DWORD; // тип пришедшего события dwProcessId: DWORD; // Id прерванного процесса dwThreadId: DWORD; // Id прерванного потока case Integer of 0: (Exception: TExceptionDebugInfo); 1: (CreateThread: TCreateThreadDebugInfo); 2: (CreateProcessInfo: TCreateProcessDebugInfo); 3: (ExitThread: TExitThreadDebugInfo); 4: (ExitProcess: TExitThreadDebugInfo); 5: (LoadDll: TLoadDLLDebugInfo); 6: (UnloadDll: TUnloadDLLDebugInfo); 7: (DebugString: TOutputDebugStringInfo); 8: (RipInfo: TRIPInfo); // эти части смотрите сами - не могу же я все разжевывать! :-) end; |
следует добавить, что Microsoft - ребята странные. Функция GetThreadContext, при помощи которой реализуется пошаговая отладка и просмотр регистров, требует на входе хэндл процесса. а нам дают только его Id. после безуспешных поисков функции типа ConvertThreadIdToHandle [Енота: мечтатель, однако...] я решил, что придется заводить список запущенных потоков. в событии CREATE_THREAD_DEBUG_EVENT нам дают-таки хэндл. придется запоминать все созданные потоки (не забывая их забывать ( сорри :-) в EXIT_THREAD_DEBUG_EVENT). позже Sleepyhead сказал, что я все придумал очень правильно (ай да Кэтмар! ай да сукин сын! простите, классика :-) - так люди и делают. ну он большой, ему виднее :-) }
dwContinueStatus: DWORD;
{ как системе обрабатывать событие в ContinueDebugEvent. обнаружилось, что если это событие - не исключение (EXCEPTION_DEBUG_EVENT), то этот флажок системе "по сараю". а если исключение, то есть два варианта: DBG_CONTINUE - наш "отладчик" успешно обработал все сам, и DBG_EXCEPTION_NOT_HANDLED, что значиит - передать исключение системе на обработку }
CurThread: DWORD;
{ хэндл потока, найденный в нашем списке потоков (см. замечание чуть повыше) }
HProc: DWORD;
{ хэндл процесса, который мы отлаживаем }
Context: TContext;
{ контекст потока. проще говоря - содержание его регистров }
ThreadList: array[0..99] of record Id, Handle: DWORD; end;
{ тот самый пресловутый список потоков, который мы своими ручками будем создавать и поддерживать. в принципе, это должен быть список или динамический массив, ибо количество потоков, которые может создать программа, заранее не известно, но не будем заморачиваться. код-то демонстрационный! }
RetAddr: DWORD;
{ здесь будет храниться адрес возврата из перехваченной API-функции (так, на всякий случай. чтобы вы видели, как и откуда его можно добыть) }
BPAddr: DWORD;
{ в учебных целях мы будем перехватывать только одну функцию. поэтому вместо списка обойдемся просто переменной. здесь будет храниться адрес первого байтика перехваченной функции }
OrigByte: Byte;
{ а здесь будет храниться сам первый байтик }
RestoreBreak: Boolean;
{ флажок, который указывает обработчику события EXCEPTION_SINGLE_STEP надо ли восстанавливать точку останова. весь перехват выглядит так:
нашли стартовый адрес процедуры (это можно сделать просмотром таблицы экспорта у соответствующей DLL-ки. как именно - здесь не пишу. или разбирайтесь сами, или качайте мои исходники - там все есть. не то чтобы мне жалко, но к Debug API это имеет отношение весьма косвенное. опять же, если народ будет очень интересоваться, сделаю статью с quick overview формата PE);
запомнили ее первый байт;
записали вместо первого байта код $CC (это Int3 - DEBUG_EXCEPTION);
по приходу DEBUG_EXCEPTION:
проверили, точно ли мы прервались на адресе нашей точки останова. если нет - не делаем ничего. иначе:
восстановили первый байт;
установили флажок SINGLE_STEP;
установили флажок ResoteBreak;
ожидаем прихода события EXCEPTION_SINGLE_STEP;
по приходу EXCEPTION_SINGLE_STEP:
если установлен флажок RestoreBreak:
вернули на место $CC;
сбросили флажок ResoteBreak; }
ProcessFinished: Boolean;
{ флажок, указывающий, завершился ли отлаживаемый процесс. Sleepyhead говорит, что иногда процесс не завершается корректно (к примеру, отладчик, который отлаживает отладчик, который отлаживает отладчик... [Енота: GNU's not Unix :-)]), поэтому если процесс не завершится сам, мы прибьем его руками }
Code: |
begin FillChar(ThreadList, SizeOf(ThreadList), 0);
HProc := 0; { хэндл процесса, который будем отлаживать. пока процесс не запущенным считается, соответственно - хэндла нету } ProcessFinished := True; { поскольку процесс не запустился, то он считается завершенным :-) } BPAddr := 0; { точку останова уточним, когда загрузится нужная DLL } RestoreBreak := False;
repeat if not WaitForDebugEvent(Event, INFINITE) then break; { ожидаем прихода отладочного события. в реальном отладчике здеесь вместо INFINITE лучше задать маленькую константу, ожидать в цикле, там же в цикле организовывать взаимодействие с юзверем. или вообще для интерфейса отдельный поток создать } dwContinueStatus := DBG_EXCEPTION_NOT_HANDLED; { поскольку большинство исключений мы не обрабатываем, то по умолчанию так и говорим системе } CurThread := GetThreadHandleFromList(ThreadList, Event.dwThreadId); { просто поиск в массиве ThreadList. Id нам известен, ищем хэндл } case Event.dwDebugEventCode of { проверим - а что, собственно случилось? } CREATE_PROCESS_DEBUG_EVENT: { запустился новый процесс. запомним его хэндл, и сбросим флажок ProcessFinished } begin HProc := Event.CreateProcessInfo.HProcess; ProcessFinished := False; AddThreadToList(ThreadList, Event.dwThreadId, Event.CreateProcessInfo.hThread); end; EXIT_PROCESS_DEBUG_EVENT: { процесс завершился - значит, можно смело закрывать наш перехватчик. заодно установим флажок ProcessFinished } begin ProcessFinished := True; ContinueDebugEvent(Event.dwProcessId, Event.dwThreadId, DBG_CONTINUE); { это на всякий случай - чтобы ось точно прибила и процесс, и отладчик. в принципе, оно не надо, но смотри выше комментарий к ProcessFinished } break; { все, из цикла отладки можно смело выходить } end; CREATE_THREAD_DEBUG_EVENT: { процесс запустил новый поток. здесь у нас есть единственная возможность запомнить его хэндл. так и делаем } AddThreadToList(ThreadList, Event.dwThreadId, Event.CreateThread.hThread); EXIT_THREAD_DEBUG_EVENT: { процесс завершил исполнение потока. забудем его хэндл } DeleteThreadFromList(ThreadList, Event.dwThreadId); LOAD_DLL_DEBUG_EVENT: { процесс загрузил какую-то DLL'ку. проверим, не та ли это, которая нам нужна. если та, установим точку останова. текст процедуры смотрите ниже } ProcessDLLExport(HProc, DWORD(Event.LoadDll.lpBaseOfDll)); UNLOAD_DLL_DEBUG_EVENT: { процесс выгрузил какую-то DLL'ку. по-правилам, это надо бы обработать, но поскольку я перехватываю вызовы kernel32.dll, который всегда (за очень-очень редким исключением :-) линкуется статически, то это событие я просто игнорирую. а вообще-то надо запомнить адрес загрузки нужной нам DLL в LOAD_DLL_DEBUG_EVENT (ибо это единственный способ идентифицировать DLL'ку), а здесь проверять - не наша ли это. если наша - обнулить BPAddr. можете дописать сами - как любят говорить авторы книг: "в качестве упражнения" :-) [Енота: ага. а сам, когда видит в книге эту фразу, разражается потоком нецензурной лексики :-)] } WriteLn('unloading DLL: ', IntToHex(DWORD(Event.UnloadDll.lpBaseOfDll), 8)); EXCEPTION_DEBUG_EVENT: { какое-то исключение. проверим поточнее... } case Event.Exception.ExceptionRecord.ExceptionCode of EXCEPTION_BREAKPOINT: { это - точка останова. здесь мы уточним: наша или нет. дело в том, что система сама генерирует это событие, когда процесс загрузился, но перед тем, как он запущен (полсе того, как системный загрузчик загрузил процесс и все его DLL'ки. как раз перед тем, как исполнить первую инструкцию процесса). плюс - мало ли, какой код внутри исследуемого процесса может быть? так что... } begin dwContinueStatus := DBG_CONTINUE; { скажем системе, что это исключение мы обработали сами, пусть не напрягается } Context.ContextFlags := CONTEXT_CONTROL or CONTEXT_INTEGER or CONTEXT_SEGMENTS; GetThreadContext(CurThread, Context); { получили контекст прерванного потока. больше всего нас интересуют IP и Flags. остальные регистры запросили просто для полноты картины } if (BPAddr <> 0) and (Context.EIP = BPAddr + 1) then begin { если мы уже установили нашу точку останова и прервались именно на ней... } RetAddr := ReadProcessLong(HProc, Context.ESP); { то получим адрес возврата из перехваченной нами функции. он нам не нужен, на самом-то деле, это просто пример - откуда его брать. если вам нужны параметры - ReadProcessLong(HProc, Context.ESP + 4) будет первым, ...+ 8) - вторым, и так далее... кстати, ReadProcessLong - просто обертка для системной функции ReadProcessMemory. читает 4 байтика. для удобства. думаю, что у вас не будет проблем сделать себе такую же :-) } WriteLn('Return address: 0x', IntToHex(RetAddr, 8)); { дальше - уменьшим IP на еденичку (чтобы исполнить ту инструкцию, которую мы заменили на нашу точку останова)... реально, EIP-1 хранится в BPAddr. так и запишем... } Context.EIP := BPAddr; { ...и восстановим оригинальный первый байтик этой инструкции } WriteProcessByte(HProc, BPAddr, OrigByte); { установим флажок для того, чтобы система генерировала событие EXCEPTION_SINGLE_STEP. в этом событии надо будет вернуть точку останова на место, иначе перехват состоится ровно один раз :-) [Енота: а то бы читатель сам не догадался...] } RestoreBreak := True; Context.EFlags := Context.EFlags or EFLAGS_TRACE; { вышеприведенной инструкцией мы сообщаем системе, что хотим получать по событию (EXCEPTION_SINGLE_STEP) после каждой исполненной в отлаживаемом процессе машинной команды. кстати, значение константы EFLAGS_TRACE = $100 } Context.ContextFlags := CONTEXT_CONTROL; SetThreadContext(CurThread, Context); { установим новое значение регистров потока } end; end; EXCEPTION_SINGLE_STEP: { выполнена одна машинная команда. скорее всего, возниконовение этого события - результат выполнения нашей точки останова, но кто знает? проверим флажки. если надо - восстановим точку останова } begin dwContinueStatus := DBG_CONTINUE; { скажем системе, что это исключение мы обработали сами, пусть не напрягается } Context.ContextFlags := CONTEXT_CONTROL; GetThreadContext(CurThread, Context); if RestoreBreak and (Context.EIP >= BPAddr) and (Context.EIP <= BPAddr + 32) then begin { это действительно "наше" событие. восстановим точку останова, чтобы перехватчик работал и дальше } OrigByte := WriteInt3(HProc, BPAddr); RestoreBreak := False;
Context.EFlags := Context.EFlags and not EFLAGS_TRACE; { сбросим флажок трассировки, ибо больше это событие нам не надо } end else if RestoreBreak then Context.EFlags := Context.EFlags or EFLAGS_TRACE; { вернем флажок трассировки, если событие не наше - нам ведь надо нашего дождаться. у меня система сама скидывает сей флаг, так что на всякий случай... }
Context.ContextFlags := CONTEXT_CONTROL; SetThreadContext(CurThread, Context); end; end; end;
if not ContinueDebugEvent(Event.dwProcessId, Event.dwThreadId, dwContinueStatus) then break; { все. смело позволяем отлаживаемому процессу исполняться дальше } until False; { сюда мы попадем только при каком-нибудь сбое или завершении процесса. на всякий случай (по совету SleepyHead'а) проверим: а точно наш отлаживаемый процесс завершился? если нет - прибьем руками } if not ProcessFinished then begin repeat TerminateProcess(HProc, RetAddr); if not WaitForDebugEvent(Event, INFINITE) then break; if (Event.dwDebugEventCode = EXIT_PROCESS_DEBUG_EVENT) then break; if not ContinueDebugEvent(Event.dwProcessId, Event.dwThreadId, DBG_CONTINUE) then break; until False; ContinueDebugEvent(Event.dwProcessId, Event.dwThreadId, DBG_CONTINUE); end; { все. закончили :-) } end;
{ а вот процедурка, которая устанавливает точку останова } procedure ProcessDLLExport(PrcH, Base: DWORD); var DLLName: string; ExpTbl: TExportHeader; N: DWORD; begin if (BPAddr <> 0) then exit; { если уже установлена - не делать ничего } if not FindExportTable(PrcH, Base, ExpTbl) then exit; { если не смогли найти в DLL'ке таблицу экспорта (мало ли...) - тоже ничего не делать } DLLName := ANSILowerCase(GetASCIIZString(PrcH, ExpTbl.NameRVA + Base)); { получили имя DLL'ки } if (DLLName <> 'kernel32.dll') then exit; { не наша? если да - снова не делаем ничего } N := FindExportIndexByName(PrcH, Base, 'AllocConsole', ExpTbl); N := FindExportByIndex(PrcH, Base, N, ExpTbl); { нашли по таблице экспорта точку входа (если не нашли - опять же ничего делать не надо } if (N = 0) then exit; { а если нашли - запомним необходимую информацию и установим останов } BPAddr := N; OrigByte := WriteInt3(PrcH, N); { WriteInt3 просто возвращает в качестве результата старый байтик, и на его место записывает код $CC - инструкция Int3. когда система встречает эту инструкцию, она генерирует исключение EXCEPTION_BREAKPOINT } end; |
Все. Не так страшен черт, как его малюют [Енота: или: не так страшен Гейтс... :-)]. Остались мелочи.
Если вы запускаете процесс сами, не забудьте указать в CreateProcess флажок DEBUG_ONLY_THIS_PROCESS, чтобы отладчик мог работать, и чтобы процессы, которые может запустить отлаживаемая программа не отлаживались нами (а зачем нам дочерние процессы? если хотим перехватывать вызовы и в них, проще будет ловить непосредственно CreateProcess, и для каждого "новорожденного" запускать свою копию отладчика. Тем более, что если мы присоединяемся к уже запущенному процессу, то система по умолчанию ставит флажок DEBUG_ONLY_THIS_PROCESS. Так что перехватывать CreateProcess надежнее).
Если же вы хотите присоединиться к уже запущенному процессу, то узнайте его Id (с помощью TaskManager в NT или программно), и смело пишите DebugActiveProcess(ProcessId). В дальнейшем никаких различий между работой с процессом, запущенным нами и процессом, к которому мы присоединились "на лету" уже нет.
И еще: учтите, что если наш отладчик завершится, то система автоматически прибьет и процесс, который мы имели счастье отлаживать. Способа "отсоединиться" от процесса нет: взялся за гуж, не говори, что не дюж. :-)
Также замечу, что полезно обрабатывать возможные ошибки при вызове системных функций. Здесь я их - в основном - смело игнорирую, но вам бы лучше так не поступать.
Полные рабочие исходники можно взять с нашего сайта: https://www.piranha-home.org. Если кто-то поможет в деле перевода статьи на английский - буду очень благодарен
Просьба писать ваши замечания, наблюдения и все остальное,
что поможет улучшить предоставляемую информацию на этом сайте.
ВСЕ КОММЕНТАРИИ МОДЕРИРУЮТСЯ ВРУЧНУЮ, ТАК ЧТО СПАМИТЬ БЕСПОЛЕЗНО!