Mutex (Mutually Exclusive)
Мутекс – это объект синхронизации, который находится в сигнальном состоянии только тогда, когда он не принадлежит ни одному из процессов. Как только хотя бы один процесс запрашивает владение мутексом, он переходит в несигнальное состояние и остается в нем до тех пор, пока не будет освобожден владельцем. Такое поведение позволяет использовать мутексы для синхронизации совместного доступа нескольких процессов к разделяемому ресурсу. Для создания мутекса используется функция:
function CreateMutex(
lpMutexAttributes: PSecurityAttributes; // Адрес структуры
// TSecurityAttributes
bInitialOwner: BOOL; // Задает, будет ли процесс владеть
// мутексом сразу после создания
lpName: PChar // Имя мутекса
): THandle; stdcall;
Функция возвращает идентификатор созданного объекта, либо 0. Если мутекс с заданным именем уже был создан, возвращается его идентификатор. В этом случае функция GetLastError вернет код ошибки ERROR_ALREDY_EXISTS. Имя не должно совпадать с именем уже существующего объекта типов Semaphore, Event, Job, Waitable Timer или FileMapping
Если неизвестно, существует ли уже мутекс с таким именем, программа не должна запрашивать владение объектом при создании (т.е. должна передать в качестве bInitialOwner значение FALSE).
Если мутекс уже существует, приложение может получить его идентификатор функцией
function OpenMutex(
dwDesiredAccess: DWORD; // Задает права доступа к объекту
bInheritHandle: BOOL; // Задает, может ли объект наследоваться
// дочерними процессами
lpName: PChar // Имя объекта
): THandle; stdcall;
Параметр dwDesiredAccess может принимать одно из следующих значений
MUTEX_ALL_ACCESS Приложение получает полный доступ к объекту
SYNCHRONIZE Только для Windows NT – приложение может использовать объект только в функциях ожидания и функции ReleaseMutex
Функция возвращает идентификатор открытого мутекса, либо 0, в случае ошибки. Мутекс переходит в сигнальное состояние после срабатывания функции ожидания, в которую был передан его идентификатор. Для возврата в несигнальное состояние служит функция
function ReleaseMutex(hMutex: THandle): BOOL; stdcall;
Если несколько процессов обмениваются данными, например, через файл, отображенный на память, каждый из них должен содержать следующий код для обеспечения корректного доступа к общему ресурсу:
Code: |
var Mutex: THandle;
// При инициализации программы Mutex := CreateMutex(NIL, FALSE, 'UniqueMutexName'); if Mutex = 0 then RaiseLastWin32Error;
... // Доступ к ресурсу WaitForSingleObject(Mutex, INFINITE); try // Доступ к ресурсу, захват мутекса гарантирует, // что остальные процессы пытающиеся получить доступ // будут остановлены на функции WaitForSingleObject ... finally // Работа с ресурсом окончена, освобождаем его // для остальных процессов ReleaseMutex(Mutex); end;
... // При завершении программы CloseHandle(Mutex); |
Подобный код удобно инкапсулировать в класс, который создает защищенный ресурс, мутекс, имеет свойства и методы для оперирования ресурсом, защищая их при помощи функций синхронизации.
Разумеется, если работа с ресурсом может потребовать значительного времени, то необходимо либо использовать функцию MsgWaitForSingleObject, либо вызывать WaitForSingleObject в цикле с нулевым периодом ожидания, проверяя код возврата. В противном случае Ваше приложение окажется замороженным. Всегда защищайте захват-освобождение объекта синхронизации при помощи блока try ... finally, иначе ошибка во время работы с ресурсом приведет к блокированию работы всех процессов, ожидающих его освобождения.
Просьба писать ваши замечания, наблюдения и все остальное,
что поможет улучшить предоставляемую информацию на этом сайте.
ВСЕ КОММЕНТАРИИ МОДЕРИРУЮТСЯ ВРУЧНУЮ, ТАК ЧТО СПАМИТЬ БЕСПОЛЕЗНО!