Содержание материала

В темах для написания статей раздела "Hello World" присутствует вопрос о динамических библиотеках и модуле ShareMem. Я хотел бы несколько расширить постановку вопроса: Пусть нам надо построить систему безболезненно расширяемую функционально. Напрашивающее ся само собой решение библиотеки динамической компоновки. И какие же грабельки разбросаны на этой тропинке?

 Грабли

 

В месте моей текущей трудовой деятельности вопрос о такой системе всплыл давно. И поскольку он не собирался тонуть, создать такую систему пришлось. Так что всё изложенное ниже из собственного опыта.

 

Первый вопрос возникающий при создании библиотеки (DLL): А что это тут написано в закомментированной части исходного кода библиотеки. А рассказывается там следующее если вы используете динамические массивы, длинные строки (что и является динамическим ма ссивом) как результат функции, то необходимо чтобы первым в секции uses стоял модуль ShareMem. Причём и в основном проекте! От себя добавлю, что это относится более широко к тем случаям, когда вы выделяете память в одной библиотеке, а освобождаете в друго й, что и произойдёт когда вы создадите динамический массив в одной Dll-ке, а освободите его в другой.

 

Использовать ли ShareMem вопрос конкретной постановки задачи. Если можно обойтись без таких выделений памяти, то вперёд, с песней! Иначе придётся вместе с программой таскать borlndmm.dll, которая и реализует безболезненный обмен указателями между библио теками.

 

Можно задаться вопросом "А почему?". И получить ответ "Так надо!". По всей видимости, Delphi работает с Heap (кучей, откуда выделяется память) по-своему. Некоторое время назад мы на работе обсуждали этот вопрос, ползали по исходникам и к единому мнению та к и не пришли. Но есть предположение, что Delphi выделяет сразу большой кусок памяти в куче и уже потом по запросу отрезает от него требуемые кусочки, тем самым не доверяя системе выделять память. Возможно, это не так и если кто подправит меня, буду благо дарен. Так или иначе проблема существует, и решение имеется.

 

Вопрос второй, он освещался уже на этом сайте а вот хочется положить форму в нашу библиотеку. Нет проблем, кладём, запускаем. Форма создаёт свою копию на панели задач. Почему? Если вы создавали окно средствами WinAPI, то обращали внимание на то, что заг оловок окна и текст соответствующей кнопки на панели задач совпадают и сделать их (тексты) различными невозможно. Т.е. когда процесс создаёт первое окно, у которого владелец пустая ссылка (если точнее то Handle дескриптор), то окно выводится на панель задач. А как же Delphi? В переменной Application:TApplication, которая имеется всегда, когда вы используете модуль Forms, при создании Application содаётся невидимое окно, которое становится владельцем для всех окон приложения. А поскольку у библиотеки н е происходит действий по инициализации окна переменной Application, то создаваемая форма не имеет окна владельца и как следствие появление кнопки на панели задач. Решение уже описано, это передача ссылки на экземпляр объекта Application из вызывающей пр ограммы в вызываемый модуль и присвоение переменной Application переданного значения. Главное перед выгрузкой библиотеки не забыть вернуть старое значение Application.

 

Совпадение свойств Name разных окон будет вызывать исключительную ситуацию. Избегнуть этого не сложно, а возникает ошибка видимо из-за того, что разные типы классов имеют одно имя в пределах одного контейнера.

 

Достаточно важным является уничтожение окна перед выгрузкой библиотеки и завершением программы. Delphi расслабляет: за выделенными ресурсами следить не надо, окна сами создаются и уничтожаются и ещё много чего делается за программиста. Накидал компонентик ов, установил связи и всё готово... Представим: библиотека выгружена, окно из библиотеки существует, система за библиотекой уже почистила дескрипторы, да остальные ресурсики и что получается? Секунд пять Delphi при закрытии программы висит, а затем "Acces s violation ..." далее вырезано цензурой...

 

Больше граблей замечено не было. Да и упомянутые серьёзной проблемы не представляют, единственное, что нужно, писАть аккуратно, текст вылизывать, да и думать почаще.

 

Построение программы с Plug In-ами

 

Возможно 2 подхода к построению такой программы

 


плагины получают информацию от ядра программы, но сами к ядру не обращаются. Назовём такой подход пассивным. в активном подходе плагины инициируют некоторые события и заставляют ядро их слушаться.

 

Второй подход требует более сложного алгоритмического построения, поэтому я рассмотрю только первый.

 

Пусть у нас есть программа, умеющая подключать динамические библиотеки (любые). Но для эффективной работы необходимо, чтобы эти библиотеки предоставляли стандартный интерфейс по передаче данных. По-русски, должен существовать стандартный набор экспортируе мых функций библиотеки, через которые программа будет с ними общаться.

 

В процессе работы выяснилось, что для пассивной модели достаточно 6 функций:

 

Получение внутренней информации о плагине (в программе function GetModuleInfo:TModuleInfo). При наличии в библиотеке такой функции и правильном её вызове, мы будем знать что эта DLL наш плагин. Сама функция может возвращать что угодно, например название и тип плагина.

 

Формирование начальных значений (в программе procedure Initialize). Плагин приводит себя в порядок после загрузки, т.е. заполняет переменные значениями по умолчанию. Передача данных в плагин (в программе procedure SetData(Kind:TDataKind;const Buffer;Size:Integer)). Позволяет передавать данные в плагин. Получение данных в программе не реализована, но делается по типу SetData. Запуск плагина (в программе Run). Запускается плагин. Действия могут быть различными: показ окна, модальный показ окна, расчёт какого-либо параметра и т.д. И есесьно останов плагина. Здесь действия обратные пункту 2.

 

Немного остановлюсь на передаче данных. Паскаль при всей своей жёсткой типизации предоставляет приятное средство передачи в функцию нетипизированных данных. Если программа знает о том, какие именно данные пришли, оттипизировать :) их достаточно просто. Эт от способ передачи используется в SetData. В модуле SharedTypes.Pas, используемом всеми тремя проектами описаны соответствующие константы TDataKind для типов передаваемых данных.

 


Теперь о реализации

 

Пусть ядро, т.е. exe-файл, ищет плагины, запускает их и по таймеру передаёт в них два цифровых значения, которые один плагин будет изображать в текстовом виде, а второй в виде диаграмм. Реализация плагинов отличается минимально, поэтому расскажу об одном Digital.dll. Начнём перечисление функций:

 

Code:

// получение информации о плагине

function GetModuleInfo:TModuleInfo;stdcall;

var

Buffer:array [byte] of char;

begin

with Result do begin

   Name:='Отображение цифровых данных';

   Kind:=mkDigital;

   if GetModuleFileName(hInstance,@Buffer,SizeOf(Buffer)-1)>0 then

     Path:=ExtractFilePath(StrPas(Buffer));

end;

end;

 

// Функция возвращает информацию о модуле. В данном

// случае это цифровое отображение, путь и тип модуля.

 

// инициализация

procedure Initialize;stdcall;

begin

// запоминание старого Application

OldApp:=Application;

fmDigitalMain:=nil;

end;

 

// Процедура запоминает переменную Application

// и делает нулевой ссылку на форму плагина.

 

// запуск

procedure Run;stdcall;

begin

// создание окна плагина

if fmDigitalMain=nil then

   fmDigitalMain:=TfmDigitalMain.Create(Application);

end;

 

// Процедура запуска плагина созда?т окно.

// Окно созда?тся видимым.

 

// останов

procedure Terminate;stdcall;

begin

// освобождение окна

fmDigitalMain.Free;

fmDigitalMain:=nil;

// восстановление старого TApplication

Application:=OldApp;

end;

 

// Процедура уничтожает окно и возвращает старый TApplication.

 

// при?м данных

procedure SetData(Kind:TDataKind;const Buffer;Size:Integer);stdcall;

begin

case Kind of

   // передача TApplication

   dkApplication:if Size=SizeOf(TApplication) then

     Application:=TApplication(Buffer);

   // передача данных во время работы

   dkInputData:if fmDigitalMain<>nil then begin

     fmDigitalMain.SetData(Buffer,Size);

   end;

end;

end;

 

// Процедура получения данных. В зависимости от полученного

// типа данных с данные в переменной Buffer соответственно

// типизируются. Здесь происходит обращение к форме плагина,

// расписывать я его не буду, там вс? просто, см. исходники.

// Типы, которые используются  здесь, описаны в SharedTypes.pas

  

По плагинам это всё.

 


Ядро

 

Прежде всего следует подумать об инкапсуляции функций подключённого плагина в класс. Этот класс реализован в Modules.pas. При создании экземпляра класса происходит поиск и запоминание всех адресов функций плагина. Последующие вызовы функций происходят в о дноимённых методах класса в том случае, если они не равны. Я приведу только описание типа класса:

 

Code:

type

// описания типов функций модуля

TGetModuleInfo=function:TModuleInfo;stdcall;

TInitialize=procedure;stdcall;

TRun=procedure;stdcall;

TTerminate=procedure;stdcall;

TSetData=procedure(Kind:TDataKind;const Buffer;Size:Integer);stdcall;

 

// непосресдвенно сам класс

TModule=class

private

   FFileName:String//имя файла

   FHandle:THandle;   // дескриптор библиотеки

   FModuleInfo:TModuleInfo;  // информация о модуле

   // адреса функций плагина

   FGetModuleInfo:TGetModuleInfo; // функция получения информации о модуле

   FInitialize:TInitialize;  // процедура инициализации

   FRun:TRun;  // процедура запуска

   FTerminate:TTerminate;  // процедура останова

   FSetData:TSetData;  // процедура передачи данных

public

   constructor Create(AFileName:String;var IsValidModule:Boolean);

   destructor Destroy;override;

   // вызов функций плагина

   function GetModuleInfo:TModuleInfo;

   procedure Initialize;

   procedure Run;

   procedure Terminate;

   procedure SetData(Kind:TDataKind;const Buffer;Size:Integer);

   // свойства плагина

   property FileName:String read FFileName;

   property Handle:THandle read FHandle;

   property ModuleInfo:TModuleInfo read FModuleInfo;

end;

  

Как видно из текста, это простая надстройка над плагином, не добавляющая функциональности, но позволяющая хранить всё в одном объекте.

 


Теперь осталось только собрать плагины и запустить. Сбор информации и запуск происходит по нажатию одноимённой кнопки на главной форме. Как собирать плагины дело вкуса. В этом примере я сканирую заданный каталог, можно хранить в INI-файле, реестре, можн о придумать свой формат хранения. Сбор плагинов:

 

Code:

// нажатие кнопки запуска

procedure TfmMain.btStartClick(Sender: TObject);

// добавление плагинов в список

procedure AppendModulesList(FileName:String);

var

   Module:TModule;

   IsValid:Boolean;

begin

   // создание экземпляра плагина

   Module:=TModule.Create(FileName,IsValid);

   // если создан некорректно

   if not IsValid then

     // удаление

     Module.Free

   else begin

     // добавление

     SetLength(ModulesList,Length(ModulesList)+1);

     ModulesList[Length(ModulesList)-1]:=Module;

   end;

end;

 

var

sr:TSearchRec;

i:Integer;

begin

// построение списка модулей

SetLength(ModulesList,0);

// поиск файлов *.dll

if FindFirst(edPath.Text+'*.dll',faAnyFile and not faDirectory,sr)=0 then begin

   AppendModulesList(edPath.Text+sr.Name);

   while FindNext(sr)=0 do

     AppendModulesList(edPath.Text+sr.Name);

end;

// запуск найденных модулей

if Length(ModulesList)>0 then begin

   for i:=0 to Length(ModulesList)-1 do begin

     // инициализация

     ModulesList[i].Initialize;

     // передача Application

     ModulesList[i].SetData(dkApplication,Application,SizeOf(Application));

     // запуск плагина

     ModulesList[i].Run;

   end;

   // старт таймера

   Events.Enabled:=True;

end;

end;

 

Мне кажется, что я достаточно подробно описал в комментариях производимые действия :) Ну и последнее засылка данных по таймеру:

 


Code:

procedure TfmMain.EventsTimer(Sender: TObject);

var

Values:array [0..1] of Word;

i:Integer;

begin

// формирование случайных значений

Values[0]:=Random($ffff);

Values[1]:=Random($ffff);

// передача данных

if Length(ModulesList)>0 then

   for i:=0 to Length(ModulesList)-1 do begin

     ModulesList[i].SetData(dkInputData,Values,SizeOf(Values));

   end;

end;

Желательно не забывать об освобождении модулей

Добавить комментарий

Не использовать не нормативную лексику.

Просьба писать ваши замечания, наблюдения и все остальное,
что поможет улучшить предоставляемую информацию на этом сайте.

ВСЕ КОММЕНТАРИИ МОДЕРИРУЮТСЯ ВРУЧНУЮ, ТАК ЧТО СПАМИТЬ БЕСПОЛЕЗНО!


Защитный код
Обновить