С периодичностью раз в месяц-полтора конференция RU.DELPHI оглашается стонами на тему “Консоль не поет по-русски”, за которыми стоит вывод текста в консольных приложениях в кодировке OEM (Delphi IDE, как и все GUI, работает в ANSI).
С точки зрения набора символов эти кодовых таблицы не совпадают: позиции символов кириллицы в них различны (отсюда и неприятные эффекты), кроме того, в ANSI присутствуют диакритические символы, которых нет в OEM, но в последней имеются символы псевдографики, незаменимые при изображении таблиц (интересно, это еще кем-то востребовано? На ум приходит только FAR). Впрочем, возможности для вывода текстовой информации у этих таблиц одинаковы, что в нашем случае позволяет говорить о взаимозаменяемости.
Рассмотрим некоторые способы, которыми можно решить возникающие проблемы (три из них встречаются в различных FAQ, последний менее тривиален, но, видимо, в наибольшей степень отвечает задаче).
Работа в OEM-редакторе. Вместо борьбы с выводом «не тех» символов можно пойти иным путем – изначально готовить текст программы (точнее те его части, которые критичны к кодовой таблице) в редакторе, работающем в кодировке OEM. Решение простенькое, но на удивление эффективное, особенно при написании каких-либо локальных утилит, в которых, тем не менее, сильно востребован вывод информации.
К недостаткам можно отнести работу вне привычного IDE с его облегчающими жизнь наворотами (кодирование, компиляция и отладка в одном флаконе), а также определенные сложности при разрастании проекта, когда начинают использоваться сторонние строковые ресурсы, созданные с применением кодировки ANSI.
Если же проект не содержит hard-coded (включенных непосредственно в код) строк, то возможно организовать вынесение всех строковых ресурсов в отдельные модули с последующей их локализацией под требуемую кодировку – утилит, меняющих кодировку файлов существует предостаточно.
Использование фильтрующих процедур. Windows API содержит функции для преобразования между кодировками OEM и ANSI OemToChar, CharToOem, которые и предлагается использовать при выводе текста, заменяя фрагменты
Writeln('Delphi World - это круто!!!');
на:
Code: |
procedure MyWriteln(const S: string); var NewStr: string; begin SetLengtn(NewStr, Length(S)); CharToOem(PChar(S), PChar(NewStr)); Writeln(NewStr); end; ... MyWriteln('Delphi World - это круто!!!'); |
К недостаткам можно отнести невозможность использования расширенного синтаксиса Write, а также некоторое захламление текста программы явным вызовом фильтрующих процедур. Задача становится совсем неприятной, когда предстоит «русифицировать» уже готовое приложение со многими обращениями к Write, поэтому применять его стоит с определенными оговорками.
Изменение кодовой страницы консоли. В принципе, для решения задачи есть документированный способ – изменение кодовой страницы консоли средствами Windows API. Проблема лишь в том, что в Win95/98 функция не работает. Впрочем, если приложение будет работать только в Windows NT, можно воспользоваться функцией SetConsoleOutputCP(866).
Перекрытие процедур вывода в RTL. Вывод в Pascal (еще в версиях от Borland для DOS) через Write-процедуры осуществляется посредством передачи выводимой информации в файл Output, который вполне можно подвергнуть легкой модификации с целью упростить себе жизнь.
Известно, что Write/Writeln без указания файла осуществляет вывод в файл Output. Output имеет тип TextFile, он же TTextRec, содержимое которого описано в SysUtils.pas. Есть там и поля, содержащие адреса процедур, в которые приходит на обработку поток выводимых приложением данных (в случае вывода). Не вдаваясь в подробности (желающие могут посмотреть устройство механизмов вывода в исходниках RTL), покажем, что происходит в процедуре, отвечающей за вывод (TTextRec.InOutFunc):
Code: |
{ Реконструкция TextOut из Assign.asm } function TextOut(var Text: TTextRec): Integer; var Dummy: Cardinal; SavePos: Integer; begin SavePos := Text.BufPos; if SavePos > 0 then begin Text.BufPos := 0; if WriteFile(Text.Handle, Text.BufPtr^, SavePos, Dummy, nil) then Result := 0 else Result := GetLastError; end else Result := 0; end; |
Теперь видно, что нужно сделать для вывода символов в нужной кодовой таблице – перед выводом в файл средствами ОС модифицировать данные в выходном буфере структуры Text, вписав следующую строку:
CharToOemBuff(Text.BufPtr, Text.BufPtr, SavePos);
Модифицировать буфер можно, т.к. после операции записи в файл содержимое буфера фактически сбрасывается (когда в Text.BufPos записывается 0 – именно столько актуальных данных остается в буфере). Если не завязываться на эту особенность реализации, можно распределить буфер и модифицировать данные уже в нем. Впрочем, решение в любом случае достаточно сильно опирается на особенности реализации, поэтому проверить его пригодность при смене версии Delphi рекомендуется в любом случае. С другой стороны, вероятность отхода Borland от наработанного решения крайне мала.
Заметим, что кроме InOutFunc вывод в файл ОС происходит и в FlushFunc, которая в файле Output указывает на ту же функцию, что и InOutFunc. С учетом всего вышесказанного модуль, осуществляющий «русификацию» консольных приложений «на лету» будет совсем небольшим:
Code: |
{ Модуль “русификации“ консольных приложений (c) Eugene Kasnerik, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. } unit EsConsole;
interface
implementation
uses Windows;
{ Описание структуры приведено здесь с единственной целью – не подключать SysUtils и, соответственно, код инициализации этого модуля. Консольные приложения обычно малы и 25К кода обработки исключений – несколько высокая плата за описание единственной структуры. } type TTextRec = record Handle: Integer; Mode: Integer; BufSize: Cardinal; BufPos: Cardinal; BufEnd: Cardinal; BufPtr: PChar; OpenFunc: Pointer; InOutFunc: Pointer; FlushFunc: Pointer; CloseFunc: Pointer; UserData: array[1..32] of Byte; name: array[0..259] of Char; Buffer: array[0..127] of Char; end;
function ConOutFunc(var Text: TTextRec): Integer; var Dummy: Cardinal; SavePos: Integer; begin SavePos := Text.BufPos; if SavePos > 0 then begin Text.BufPos := 0; CharToOemBuff(Text.BufPtr, Text.BufPtr, SavePos); if WriteFile(Text.Handle, Text.BufPtr^, SavePos, Dummy, nil) then Result := 0 else Result := GetLastError; end else Result := 0; end;
initialization Rewrite(Output); // Проводим инициализацию файла { И подменяем обработчики. Есть в этом что-то от хака, но цель оправдывает средства } TTextRec(Output).InOutFunc := @ConOutFunc; TTextRec(Output).FlushFunc := @ConOutFunc; end. |
Для русификации приложения достаточно лишь подключить вышеуказанный модуль в любом месте программы (как правило, в проекте), после чего вывод ANSI-символов будет осуществлен в ожидаемом виде. Однако следует иметь в виду, что не будут доступны символы псевдографики (для них нет аналогов в ANSI, т.е. в редакторе их не введешь) и часть диакритических знаков (для них нет аналогов в OEM). Впрочем, для модификации значений выводимых символов не обязательно использовать системные функции, что открывает простор для консольного вывода в самых разных кодировках.
Просьба писать ваши замечания, наблюдения и все остальное,
что поможет улучшить предоставляемую информацию на этом сайте.
ВСЕ КОММЕНТАРИИ МОДЕРИРУЮТСЯ ВРУЧНУЮ, ТАК ЧТО СПАМИТЬ БЕСПОЛЕЗНО!