Моя обзорная статья на тему вариантов использования динамически компонуемых библиотек (DLL) вызвала множество вопросов, большая часть которых касалась использования глобальных ловушек (Hook) и размещению разного рода ресурсов в DLL. О ресурсах поговорим в следующий раз, а пока попробуем разобраться с ловушками.
Сразу хочу сделать несколько оговорок: речь в дальнейшем пойдёт только о 32-х разрядной Windows и о глобальных ловушках, т.к. именно при их программировании возникает большинство ошибок; все примеры будут даваться на Delphi, т.к. примеров и описаний для любителей С++ достаточно.
Давайте сначала разберёмся почему, иногда, даже опытные программисты допускают ошибки при написании глобальных ловушек. Первая, и самая распространённая причина: многие программисты, перейдя от 16-ти разрядной к 32-х разрядной Windows, порой забывают об изолированности адресных пространств процессов, такая забывчивость прощается при написании локальных ловушек, в случае с глобальными она может стать фатальной (подробнее об этом рассказано дальше в статье). Второй причиной является то, что в SDK (да и в MSDN тоже) даётся недостаточно информации по данной тематике, а та что есть часто трактуется неверно. Третья причина… хотя, думаю, стоит остановиться пока на этом.
Дальнейшее повествование предполагает, что читатель знаком с основными принципами работы с DLL и хотя бы в общих чертах представляет механизм их написания.
Что же происходит в системе когда мы "ставим" ловушку и что это вообще такое - ловушка ?
Ловушка (hook) - это механизм Windows, позволяющий перехватывать события, предназначенные некоторому приложению, до того как эти события до этого приложения дойдут.
Функции-фильтры - это функции, получающие уведомления о произошедшем событии от ловушки.
В зависимости от типа ловушки функции-фильтры могут изменять события, отменять их или просто реагировать на них. Таким образом, когда мы говорим "установил ловушку" мы подразумеваем процесс прикрепления функции-фильтра к выбранному нами типу ловушки. Итак, когда мы в своей программе используем функцию SetWindowsHookEx мы прикрепляем функцию-фильтр, указатель на которую мы и передаём вторым параметром, пример:
SetWindowsHookEx(WH_SHELL, @ShellHook, HInstance, 0);
в данном случае ShellHook - это и есть функция-фильтр. В дальнейшем, под словосочетанием "установили ловушку" будем понимать присоединение функции-фильтра к ловушке.
Что же происходит после того, как мы установили глобальную ловушку ? Понимание следующего параграфа является ключом для понимания механизма работы ловушек Windows, располагающихся в DLL. Если вы не поймёте его, вернитесь и перечитайте заново и так до тех пор, пока всё не станет ясным.
Наш Process1 устанавливает глобальную ловушку из DLL находящейся в адресном пространстве (АП) нашего процесса (Process1). DLL, находящаяся в АП процесса1 имеет свои данные, обозначенные на рисунке как Dll data. Когда система посылает событие, на которое мы установили ловушку, в Process2, то в Process2 отображается код DLL, находящийся в первом процессе (Dll code), НО НЕ ДАННЫЕ ! Все данные, только что отображённой в Process2 DLL, инициализируются заново (т.е. равны 0, nil, False в зависимости от типа). То есть, Process2 знать не знает о существовании Process1, и всё что в нём находится никак не относится к АП первого процесса, из которого произошло отображение кода DLL. В библиотеки, находящиеся не в АП вашего процесса, можно посылать только процессо-независимые данные, такие как, к примеру, дескрипторы окон (под термином "посылка" в данном случае подразумевается использование функций PostMessage() и SendMessage()). (О смысле красных овалов на рисунке поговорим позже, сейчас не стоит обращать на них внимания).
- Назад
- Вперёд >>
Просьба писать ваши замечания, наблюдения и все остальное,
что поможет улучшить предоставляемую информацию на этом сайте.
ВСЕ КОММЕНТАРИИ МОДЕРИРУЮТСЯ ВРУЧНУЮ, ТАК ЧТО СПАМИТЬ БЕСПОЛЕЗНО!