Содержание материала

Графические функции Win API

 

Та часть Win API, которая служит для работы с графикой, обычно называется GDI (Graphic Device Interface). Ключевым в GDI является понятие контекста устройства (Device Context, DC). Контекст устройства - это специфический объект, хранящий информацию о возможностях устройства, о способе работы с ним и о разрешённой для изменения области. В Delphi контекст устройства представлен классом TCanvas, свойство Handle которого содержит дескриптор контекста устройства. TCanvas универсален в том смысле, что с его помощью рисование в окне, на принтере или в метафайле выглядит одинаково. То же самое справедливо и для контекста устройства. Разница заключается только в том, как получить в разных случаях дескриптор контекста.

 

Большинство методов класса TCanvas являются <калькой> с соответствующих и, в большинстве случаев, одноимённых функций GDI. Но в некоторых случаях (прежде всего в методах вывода текста и рисования многоугольников) параметры методов TCanvas имеют более удобный тип, чем функции GDI. Например, метод TCanvas.Polygon требует в качестве параметра открытый массив элементов типа TPoint, а соответствующая функция GDI - указатель на такой массив и число элементов в нём. Это означает, что для массива до вызова функции надо выделить память, а потом - освободить её. Ещё нужен код, который заполнит эту область памяти нужными значениями. И ни в коем случае нельзя ошибаться в количестве элементов массива. Если зарезервировать память для одного числа точек, а при вызове функции указать другое, программа будет работать неправильно. Но для простых функций работа через GDI ничуть не сложнее, чем через TCanvas.

 

Для получения дескриптора контекста устройства существует много функций. Только для того, чтобы получить дескриптор контекста обычного окна, существуют три функции: BeginPaint, GetDC, GetWindowDC и GetDCEx. Первая из них может использоваться только при обработке сообщения WM_Paint. Вторая даёт контекст клиентской области окна. Третья позволяет получить контекст всего окна, вместе с неклиентской частью. Последняя же позволяет получить контекст определённой области клиентской части окна.

 

После того, как дескриптор контекста получен, можно воспользоваться преимуществами класса TCanvas. Для этого надо создать экземпляр такого класса, и присвоить его свойству Handle полученный дескриптор. Освобождение ресурсов нужно проводить в следующем порядке: сначала свойству Handle присваивается нулевое значение, затем уничтожается экземпляр класса TCanvas, затем с помощью подходящей функции GDI освободить контекст устройства.

 

Разумеется, можно вызывать функции GDI при работе через TCanvas. Для этого им просто надо передать в качестве дескриптора контекста Canvas.Handle. Коротко перечислю те возможности GDI, которые разработчики Delphi почему-то не сочли нужным включать в TCanvas: установка прозрачного фона у текста без изменения кисти; рисование кривых Безье; работа с регионами; выравнивание текста по любому углу или по центру; установка собственной координатной системы; получение детальной информации об устройстве; использование геометрических карандашей; вывод текста под углом к горизонтали.

 

Использование кистей, карандашей и шрифтов в GDI принципиально отличается от того, что привычно в Delphi. Класс TCanvas имеет свойства Brush, Pen и Font, изменение атрибутов которых приводит к выбору того или иного карандаша, шрифта, кисти. В GDI эти объекты самостоятельны, должны создаваться, получать свой дескриптор, <выбираться> в нужный контекст устройства с помощью функции SelectObject и уничтожаться после использования. Причём удалять можно только те объекты, которые не выбраны ни в одном контексте. Есть также несколько стандартных объектов, которые не надо ни создавать, ни удалять. Их дескрипторы можно получить с помощью функции GetStockObject. Чтобы продемонстрировать это, приведу фрагмент программы, рисующей на контексте с дескриптором DC две линии - синюю и красную. В этом фрагменте используется то, что функция SelectObject возвращает дескриптор объекта, родственного выбираемому, который был выбран ранее. Так, при выборе нового карандаша она вернёт дескриптор того карандаша, который был выбран до этого.

Code:

SelectObject(DC, CreatePen(PS_Solid, 1, RGB(255, 0, 0)));

MoveToEx(DC, 100, 100, nil);

LineTo(DC, 200, 200);

DeleteObject(SelectObject(DC, CreatePen(PS_Solid, 1, RGB(0, 0, 255))));

MoveToEx(DC, 200, 100, nil);

LineTo(DC, 100, 200);

DeleteObject(SelectObject(DC, GetStockObject(Black_Pen)));

  

Особым образом следует работать через GDI с растровыми изображениями. Эта тема настолько сложна, что в таком кратком обзоре не стоит и начинать её. Скажу только, что при использовании 24-битных изображений лучше не комбинировать Delphi и GDI. Если передать TBitmap.Handle какой-нибудь функции GDII, у этой картинки иногда портятся последние несколько байт. Так как строки в растровом изображении располагаются снизу вверх, то это приводит к порче правого верхнего угла рисунка. Такой глюк я наблюдал в Delphi 3.0, про остальные версии Delphi ничего сказать не могу.

 

При переходе на 32-разрядную версию Windows многие функции были исключены из GDI и заменены новыми. Список устаревших функций и соответствующих им новых можно найти в справке в разделе 'Graphics Functions'.

 

Ещё одно отличие от 16-разрядных версий заключается в том, что ранее дескрипторы графических объектов были глобальными, то есть объект, созданный одной программой, можно было использовать в другой, если эти программы могли передавать друг другу дескрипторы. В 32-разрядных версиях дескрипторы объектов, созданные одним процессом, не имеют смысла для другого.

 

Существует одна проблема при работе с метафайлами в Windows 95 (возможно, эта же проблема есть в Windows 98 и NT, но я не проверял). Метафайл создаётся с помощью функции CreateEnhMetaFile. Она возвращает дескриптор контекста метафайла, который можно использовать для рисования. Затем вызывается CloseEnhMetaFile, закрывающая метафайл для рисования, освобождающая контекст устройства и возвращающая дескриптор метафайла. После использования метафайл удаляется функцией DeleteEnhMetaFile, которая освобождает память, связанную с метафайлом, и его дескриптор. Одна из функций, освобождающих дескрипторы, работает неправильно, и дескриптор не освобождается. Если программе часто приходится создавать и уничтожать метафайлы, это быстро приводит к тому, что все дескрипторы оказываются заняты, и система перестаёт работать корректно. Бороться с этим, пользуясь классами TMetafile и TMetafileCanvas, нельзя, потому что они работают через эти же функции.

 

Добавить комментарий

Не использовать не нормативную лексику.

Просьба писать ваши замечания, наблюдения и все остальное,
что поможет улучшить предоставляемую информацию на этом сайте.

ВСЕ КОММЕНТАРИИ МОДЕРИРУЮТСЯ ВРУЧНУЮ, ТАК ЧТО СПАМИТЬ БЕСПОЛЕЗНО!


Защитный код
Обновить