Содержание материала

Сообщения Windows

 

Человеку, знакомому с Delphi, должна быть ясна схема событийного управления. Программист пишет только код реакции на какое-либо событие, а дальше программа ждёт, когда система сочтёт, что настало время передать управление этому участку кода. Простые программы в Delphi состоят исключительно из методов реакции на события вроде OnCreate, onclick, OnCloseQerry и т. д. Причём событием называется не только событие в обычном смысле этого слова, то есть когда происходит что-то внешнее, но и ситуация, когда событие используется просто для передачи управления основной программе в тех случаях, когда VCL не может сама справиться с какой-то задачей. Примером такого события является, например, TListBox.OnDrawItem. Устанавливая стиль списка в lbOwnerDrawFixed или lbOwnerDrawVariable, программист как бы сообщает VCL, что он не доволен теми средствами рисования элементов списка, которыми она располагает, и что он берёт эту часть задачи на себя. И каждый раз, когда возникает необходимость в рисовании элемента, VCL передаёт управление специально написанному коду. На самом деле разница между двумя типами событий весьма условна. Можно так же сказать, что когда пользователь нажимает клавишу, VCL не знает, что делать, и поэтому передаёт управление обработчику OnKeyPress.

 

Событийное управление не есть изобретение авторов Delphi. Такой подход исповедует сама система Windows. Только здесь события называются сообщениями (message), что, на мой взгляд, даже лучше отражает ситуацию. Windows посылает программе сообщения, связанные либо с тем, что произошло что-то внешнее (мышь, клавиатура...), либо с тем, что самой системе потребовались от программы какие-то действия. Самым распространённым таким действием является предоставление информации. Например, когда Windows хочет узнать заголовок окна, она посылает этому окну специальное сообщение, в ответ на которое окно должно сообщить системе свой заголовок. Ещё бывают сообщения, которые просто уведомляют программу о начале какого-то действия (например, о начале перетаскивания окна) и предоставляют возможность вмешаться. Но это вмешательство необязательно.

 

В Delphi для реакции на каждое событие обычно создаётся свой метод. В Windows одна процедура, называемая оконной, обрабатывает все сообщения. В языке Си нет понятия <процедура>, поэтому при использовании Паскаля может возникнуть путаница. Дело в том, что то, что называется оконной процедурой, на самом деле является функцией. Тем не менее, я буду использовать общепринятый термин <оконная процедура>. Каждое сообщение имеет свой уникальный номер, а оконная процедура обычно целиком состоит из оператора case, и каждому сообщению соответствует своя альтернатива этого оператора. Номера сообщений учить не надо, потому что можно использовать константы, описанные в модуле Messages.dcu. Эти константы начинаются с префикса, указывающего на принадлежность сообщения к какой-то группе. Например, сообщения общего назначения начинаются с WM_: например, WM_Paint, WM_GetTextLength. Сообщения, специфичные, например, для кнопок, начинаются с префикса BM_. Остальные группы сообщений также связаны либо с теми или иными элементами управления, либо со специальными действиями, например, с динамическим обменом данными (dynamic data exchange, DDE). Обычной программе приходится обрабатывать довольно много сообщений, поэтому оконная процедура бывает, как правило, очень длинной и громоздкой. Оконная процедура описывается программистом как callback функция и указывается при создании оконного класса. Таким образом все окна данного класса имеют одну и ту же оконную процедуру. Впрочем, существует возможность породить так называемый подкласс, то есть новый класс, наследующий все свойства существующего, за исключением оконной процедуры. Несколько подробнее об этом будет сказано далее.

 

Кроме номера, каждое сообщение содержит два параметра - WParam и LParam. Буквы и означают и , то есть первый параметр 16-разрядный, а второй - 32-разрядный. Однако так было только в старых, 16-разрядных версиях Windows. В 32-разрядных версиях оба параметра 32-разрядные, несмотря на их названия. Конкретный смысл каждого параметра зависит от сообщения. В некоторых сообщениях один или оба параметра могут вообще не использоваться, в других - наоборот, двух параметров даже не хватает. В этом случае один из параметров (обычно LParam) содержит указатель на дополнительные данные. После обработки сообщения оконная процедура должна вернуть какое-то значение. Обычно это значение просто сигнализирует, что сообщение не нуждается в дополнительной обработке, но в некоторых случаях оно более осмысленно, например, WM_SetIcon должно вернуть дескриптор иконки, которая была установлена ранее. Если программист не хочет обрабатывать сообщение самостоятельно, он должен вызвать для его обра-ботки функцию DefWindowProc.

 

Обработка сообщения требует времени, иногда довольно значительного. За это время окну может быть отправлено ещё несколько сообщений. Чтобы они не пропали, Windows организует так называемую очередь сообщений. Очередь сообщений своя для каждой нити. Нить должна сама выбирать сообщения из этой очереди, транслировать их и затем вызывать функцию Dispatch-Message, чтобы направить это сообщение в нужную оконную процедуру. Всё это лучше не писать самому, а оставить на совести VCL, которая прекрасно с этим справляется. При программировании в Delphi обычно требуется либо нестандартная реакция на сообщение, либо отправка сообщения другому окну.

 

Отправка сообщения другому окну может осуществляться достаточно разнообразными способами. Можно послать сообщение в очередь, а можно заставить Windows вызвать оконную процедуру напрямую, в обход очереди. Можно установить максимальное время ожидания отклика от окна, которому послано сообщение. Все эти функции хорошо описаны в справке (см., например, функцию SendMessage и группу родственных функций).

 

Кроме параметров WParam и LParam, каждому сообщению приписывается время возникновения и координаты курсора в момент возникновения. Эти параметры можно узнать с помощью функций GetMessagePos и GetMessageTime.

Добавить комментарий

Не использовать не нормативную лексику.

Просьба писать ваши замечания, наблюдения и все остальное,
что поможет улучшить предоставляемую информацию на этом сайте.

ВСЕ КОММЕНТАРИИ МОДЕРИРУЮТСЯ ВРУЧНУЮ, ТАК ЧТО СПАМИТЬ БЕСПОЛЕЗНО!


Защитный код
Обновить